Форум torpedom.ru

Комментарии к сообщению #104325




"Спорт-Экспресс"
12 октября 2004 года

ФУТБОЛ
Валерий ФИЛАТОВ

Беседа с единственным руководителем клуба российской премьер-лиги, который сам играл в футбол на высоком уровне.

...


Ну вот машинально назвал тебя по имени-отчеству, а хочется как прежде, в 70-е,
- Валерка. Ты же так и представился в день нашего знакомства в своей неухоженной
однокомнатной квартирке на Автозаводской улице, где вместо обоев на заштукатуренных
стенах висели журнальные портреты Воронина, Стрельцова, Харламова... Именно
в такой непринужденной обстановке ты, вчерашний игрок ростовского СКА, давал
первое интервью в качестве подающего большие надежды левого полузащитника московского
"Торпедо", за которое, как оказалось, переживал с детства.

...

- ...своих партнеров по СКА наверняка не забыл?

- Конечно, нет. Я ведь в СКА Афонина, Кудасова, Гетманова, Еськова, Чуркина, Толика Могильного застал. И сам по себе город Ростов уникальный - ну нет на карте другого такого, где бы жили сплошные оптимисты, балагуры и весельчаки.

- Но ты с Еськовым потом отправился в "Торпедо", а Чуркин с Могильным - в "Пахтакор".

- Могильный из-за травмы летом 79-го не полетел в Минск, а Чуркин вместе с остальными ребятами из "Пахтакора" находился в самолете, который из-за ошибки диспетчера потерпел крушение на высоте десяти тысяч метров. Ну как после этого не верить в судьбу?!



- К счастью, тебя судьба тогда забросила не в Ташкент, а в Москву. Что этому предшествовало?

- Разговор с Виктором Александровичем Масловым в Ростове после нашего матча с "Торпедо". Дело было летом, когда переходы были запрещены. А в межсезонье Деда (так в футбольном мире звали великого Маслова. - Прим. Л.Т.) сняли. Мне же предложили остаться в Ростове. Кроме того, звонили из "Зенита" и львовских "Карпат". А из "Торпедо" - ни слуха ни духа. И тогда я набрался наглости и в ноябре 73-го решил сам позвонить в автозаводской клуб. Трубку снял Золотов, начальник команды. "Вы про меня совсем забыли, что ли?" - спросил напрямик. "Приезжай-приезжай, - ответил Юрий Васильевич. - Нам тут просто не до тебя было". Видно, Маслов не скрывал от Золотова и Валентина Козьмича Иванова, возглавившего "Торпедо", что хотел бы видеть меня в своей команде. А по чутью на игроков Маслов не уступал, пожалуй, даже Бескову и Лобановскому.

...

- К слову, и ты однажды - только в "Торпедо" и под руководством Иванова - был чемпионом Союза.

- То был необычный сезон. В его рамках проходили два чемпионата: весенний и осенний. Победителем первого, в котором киевляне "в интересах сборной" были представлены дублерами, стало московское "Динамо". Ну а мы выиграли второй, опередив команду Лобановского, обладателя Кубка кубков и Суперкубка Европы, на два очка. Между тем сезон-76 запомнился болельщикам прежде всего провалом "Спартака", который вылетел в первую лигу.



- Но Иванова, принимавшего поздравления, вряд ли огорчило фиаско вечного конкурента "по профсоюзной линии". Кстати, после чемпионства твои отношения с Козьмичом уже не выглядели такими безоблачными, как в предыдущие три сезона.

- В принципе ты прав. Причем я был уверен, что Козьмич просто-напросто придирается ко мне. "Фил снизил к себе требования и потому не играет так, как прежде, как мог бы", - сетовал тренер. Я обижался на него. А обижаться надо было на самого себя. Понял это много лет спустя, когда сам оказался в тренерской шкуре. Однако до сих пор считаю, что Козьмич добился бы в "Торпедо" большего, если бы хоть изредка соглашался с мнением ведущих игроков, был по отношению к ним чуточку терпимее. Между тем Козьмич всегда и во всем хотел побеждать, был безоговорочным лидером на поле и оставался им в жизни. Как-то на сборах в Адлере он уступил одну из пяти партий в шахматы приятелю-журналисту. А тот возьми и похвастайся за ужином: мол, я только что самого Козьмича обыграл. Так тот несколько дней с этим журналистом даже здороваться не хотел.



- Со Стрельцовым твои пути тоже в "Торпедо" пересеклись, когда он Иванову помогал.

- Да. Это было в год моего дебюта. Добрейшей был души человек, но ведь недаром говорят: наши достоинства не что иное, как продолжение наших недостатков. Эдуард Анатольевич не знал слова "нет". Поэтому так быстро завершилась его тренерская карьера. Поэтому на следующий день после своего 53-летия он ушел из жизни.



- К сожалению, твой кумир Валерий Воронин, к которому я тоже испытывал большие симпатии, не дожил и до 45...

- Валерий Иванович был не только прекрасным футболистом, но и неординарно мыслящим человеком. И излагал свои мысли так, что я готов был часами слушать его рассказы, носившие, как правило, трагикомический характер. Вот один из них. Однажды при встрече в редакции спортивной газеты Воронин сделал замечание своему бывшему партнеру по сборной Понедельнику: "Вот ты в своей книге "Штрафная площадка", описывая эпизод финала Кубка Европы-64, утверждаешь, что твой пас не дошел до меня, стоявшему в считаных метрах от ворот испанцев, лишь потому, что мяч застрял в луже. Виктор, ну сам подумай: какая может быть лужа на "Сантьяго Бернабеу", если на трибуне Франко?!"

"А где ты достал мою книгу?" - хитро, "по-ростовски", попытался уйти от ответа Виктор Владимирович. "Как где - она же имеется в свободной продаже", - рассмеялся безработный Воронин и обнял главного редактора "Футбола-Хоккея", к которому на самом деле относился с большим уважением - и как к человеку, и как к журналисту.

...Часто вспоминаю и Харламова, и Воронина и думаю о том, что, если бы их жизнь сложилась по-другому, они бы многого добились. Как тренеры или же как послы большого спорта.



- Ты ведь тоже пробовал себя в роли тренера.

- Да, помогал Иванову в "Торпедо". И все вроде бы складывалось в нашей работе неплохо. И вдруг между нами словно черная кошка пробежала. А произошло следующее: проиграли матч, а Володя Сочнов по пути в раздевалку позволил себе пошутить, и мы засмеялись. Козьмич, на котором лица не было, оказался рядом и, понятное дело, простить меня был не в состоянии.



- Вы тогда почти одновременно с Леонидом Буряком покинули "Торпедо". Кстати, ты и посоветовал Козьмичу в свое время пригласить этого потрясающего дирижера в автозаводскую команду. И именно с помощью Буряка "Торпедо" на старте сезона 85-го обыграло в Киеве его бывший клуб - 2:1.

- А тремя годами раньше Буряк, с которым мы дружим до сих пор, был капитаном "Динамо", победившего в Лужниках "Торпедо" в финале Кубка СССР - 1:0. И представляешь, спустя час после матча и победители, и проигравшие сидели за одним длинным столом в самом престижном по тем временам ресторане "Интерконтиненталь". А потом киевлянам еще и подарки преподнесли.

...

- ...не зря говорят: повторение - мать учения.

- Убедился в этом лишний раз, когда, будучи тренером "Торпедо", по 200 - 300 ударов за тренировку по воротам наносил. И с правой начал бить, как с левой. И мячи укладывал туда, куда хотел, - вратари и глазом не успевали моргнуть. А потом спрашивал себя: "А что мне - игроку - мешало после тренировок хотя бы еще раз сто пробить по воротам. Тогда бы и с игры, и со штрафных, которые мне доверяли выполнять, наверняка забивал бы гораздо чаще".

...

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ

Сергей Фатеев, Вторник, 12 октября 2004 02:21


Ваш комментарий

Чтобы добавлять комментарии, зайдите под своим именем пользователя (логином).
Иначе - зарегистрируйтесь.


Вернуться в Форум