Форум torpedom.ru

Комментарии к сообщению #108296



Приношу извинения за неудобства - позднее этот материал будет перенесен в раздел mass-media.

Журнал "2х45", ноябрь 2004 года

Футбол и жизнь

Персональная опека

Артист из Барнаула

Капитан "Торпедо" Сергей Кормильцев с детства неравнодушен к театральным подмосткам и восточным единоборствам

Денис ВДОВИН, Михаил СТРОГАНОВ

Игра Сергея Кормильцева может вызывать полярные чувства - кому-то она нравится, кому-то нет. Однако равнодушными действия Сергея на поле не оставляют никого. Его игру отличает умение просчитывать на несколько ходов вперед не только действия своей команды, но и маневры соперника, что помогает торпедовцу отдать партнеру неожиданную для защитников острую передачу. Кроме того, в арсенале этого футболиста есть фирменный финт, с помощью которого он постоянно ставит своих оппонентов в тупиковые ситуации. Недостаток же в игре Кормильцева - это продолжение его достоинств - он не любит бить по воротам, в любой ситуации предпочитая удару пас. Именно благодаря всем этим особенностям пятого номера "Торпедо" невозможно спутать ни с одним игроком в нашем чемпионате. О таких футболистах говорят: он имеет свой особый и неповторимый стиль. В российской премьер-лиге такие игроки в дефиците.

Кроме того, Сергей Кормильцев - один из тех футболистов, родившихся в России, которые в свое время сделали выбор в пользу сборной Украины, приняв гражданство этой страны. На эту тему Сергей рассуждать не любит, отмечая каждый раз, что он не из тех людей, которые жалеют о своих поступках. Впрочем, Кормильцев, пожалуй, действительно только выиграл, согласившись играть за украинскую национальную команду, ведь приглашение туда он получил, защищая цвета киевского "Динамо" - клуба, который долгие годы считается одним из самых грозных на всей территории постсоветского пространства.

- Сергей, ты один из немногих футболистов, выступающих в России, которые практически не дают интервью. Решение быть непубличным человеком было принято осознанно?

- Все произошло само собой. На виду кто обычно? Тот, кто голы забивает, а я на поле не такая заметная фигура, чтобы много разговаривать. Да я и не стремлюсь к публичности, хотя человек веселый. В команде, допустим, могу наговорить много всего, а вот с незнакомыми людьми схожусь тяжело.



- Тем не менее, наблюдая за твоей игрой, сразу обращаешь внимание на изобретательность действий. Откуда у тебя такая нестандартность мышления?

- В юношеском футболе и в первые годы в профессиональном тренеры давали возможность импровизировать. "Старики" в командах, что называется, "не душили". В барнаульском "Динамо" поощрялись необычные ходы на поле, а в "Заре" из Ленинск-Кузнецка так вообще было много молодых футболистов. Нам все позволялось, даже в своей штрафной площадке соперников обыгрывать: Сейчас в "Торпедо" тоже очень приятно выступать. У нас все полузащитники действуют с упором на технику, отсюда и импровизация в командных действиях.



- Практически все футболисты, независимо от амплуа, признаются, что им нравится забивать мячи, ты же не любишь тревожить вратарей. Этот компонент игры тебе просто не интересен, потому что слишком прост?

- Для меня идеальный гол, когда с линии ворот мяч забивается - момент, что называется, "до верного": А вообще когда долго не получается поразить ворота, то, оказываясь на ударной позиции, думаешь: хороший момент, но ведь опять не забью, лучше уж отдать партнеру, у него-то шансов больше. Не хватает мне эгоизма. Вот Семшов у нас молодец. Из таких позиций бьет, что потом удивляешься: как мяч залетает? "Спартаку" он какой неординарный гол забил - в ближний угол мяч направил, вратарь, видимо, не ожидал такого хода. Я, например, из подобной ситуации покатил бы мяч назад на набегающего партнера или прострелил бы в крайнем случае вдоль ворот. Хочу перестроиться, готовлюсь, но выхожу на поле и забываю:



- Сергей, а откуда вдруг появилась такая неуверенность на поле, может, ты и в жизни сомневающийся человек?

- Были времена, когда в "Заре", в "Уралане" я среди лучших бомбардиров в команде находился, постоянно забивал, такие мяч залетали - даже с двадцати метров. А в киевском "Динамо", а теперь и в "Торпедо" перестало получаться ворота поражать. Но сказать, что это от каких-то сомнений в жизни, не могу, я человек достаточно в себе уверенный.



- В твоем послужном списке пять клубов: барнаульское "Динамо", ленинск-кузнецкая "Заря", "Уралан", киевское "Динамо", московское "Торпедо". Какой из них сделал из тебя профессионального футболиста?

- В серьезный футбол меня научили играть в "Уралане". Все-таки в "Заре" цель у команды была одна - показать красивый футбол, о первых местах речи не шло. С "Ураланом" же я пробился в высший дивизион, а это совсем другой уровень. После этого мной стали интересоваться известные клубы: Пожалуй, благодаря Яковенко, который тогда тренировал "Уралан", научился профессиональному отношению к делу. Правда, понял это не сразу, убегал даже из команды, не мог поначалу большие нагрузки выдерживать - три тренировки в день все-таки не шутки. Но потом вернулся к Яковенко и постепенно втянулся в работу. А еще в "Уралане" понял, что чего-то стою как футболист, там от меня впервые стало многое зависеть в игре команды. Из обычного игрока я превратился в лидера. Соперники стали уделять мне повышенное внимание, защитники начали опекать персонально:.



- В "Уралане" тебя научили профессионализму, а в какой команде было еще и по-футбольному, по-человечески интересно?

- Конечно, в киевском "Динамо". Попасть туда после "Уралана" было здорово. Увидеть, что там делается для команды, для футболистов. Познакомиться с великим тренером Валерием Васильевичем Лобановским. Ему одного взгляда было достаточно, чтобы футболист в течение всего матча не останавливался, я бегал как заведенный. Командная скорость в "Динамо" бешеная, динамика просто потрясающая. Я когда из Элисты в Киев попал, такой огромный контраст почувствовал. Определили меня на позицию левого опорного полузащитника, встроили в схему игры, но я ждать не захотел, когда там заиграю. На скамейке запасных не понравилось сидеть. Алексей Михайличенко, прежде чем в основной состав "Динамо" попасть, семь лет в дубле играл. Я столько ждать не смог. Выступал за "Динамо-2" и был отнюдь не худшим. После каждого матча в Киеве распечатку выдают технико-тактических действий, так у меня 154-160 действий, а это весьма внушительный показатель. Но потом Виталий Шевченко позвал меня в "Торпедо", и я пошел.



- Киевское "Динамо" издавна считается командой-грандом на постсоветском пространстве. Есть ли рецепт, благодаря которому там можно заиграть?

- Самое главное - это спортивная наглость и терпение. В Киеве собраны футболисты высокого класса, состав там очень ровный. Я пришел из "Уралана", где был лидером, а мне пришлось на скамейку сесть. Начал копаться в себе, искать причины, а это часто мешает сосредоточиться на работе.



- Глядя на нынешнее "Динамо", создается впечатление, что такими качествами обладают только футболисты из дальнего зарубежья, ведь часто на поле в составе киевлян выходит только один игрок из стран бывшего СССР - вратарь Александр Шовковский:

- Когда я смотрел матч Лиги чемпионов между "Динамо" и "Байером", поймал себя на мысли, что и болеть-то в этом матче мне не за кого, к тому же моего друга Валентина Белькевича на поле не было - он из-за травмы отсутствовал: Десять иностранцев в составе "Динамо" - это не совсем правильно. Мне трудно судить, какая сейчас атмосфера в клубе, но, когда я выступал за Киев, у нас была очень дружная команда. Мы пришли в "Динамо" из "Уралана" вдвоем с Артемом Яшкиным, тогда же появился в клубе и Сергей Серебренников. Нас приняли хорошо, мы быстро адаптировались.



- Сейчас поддерживаешь отношения с теми, с кем выступал когда-то в "Динамо"?

- Не очень это, к сожалению, получается. Недавно, правда, с Кирюхиным разговаривал, он ведь тоже за "Уралан" выступал, а потом в киевское "Динамо" перешел. Сейчас Саша
во второй лиге чемпионата Украины выступает. Яшкин - он в Корее теперь играет.

А вот с Валей Белькевичем часто общаюсь, он меня на свадьбу свою приглашал, но я, к сожалению, не смог приехать. Помимо Вали у меня еще три друга хороших есть - это Леша Смертин, Костя Зырянов и Дима Бородин.



- Сергей, а принципиально ли для тебя, что за человек тренер? Влияет ли на тебя его отношение?

- Мне важно, чтобы человек не шарахался из стороны в сторону - то ему нравится моя игра, то через месяц вдруг - нет. Вот Сергей Анатольевич (Петренко. - Прим. авт.) подобрал таких людей, которые отвечают его представлению о футболе. И еще, что немаловажно, у нас в "Торпедо" все разговаривают на русском языке, понимают друг друга и тренера. Не знаю, смог бы я играть в той команде, где большую часть составляют иностранцы; скорее всего, нет.



- В наше время футболисты за свою карьеру меняют команду не один раз. На твой взгляд, понятие клубного патриотизма - дело прошлого?

- Стоило в футбол прийти большим деньгам, и понятие клубного патриотизма нивелировалось. Конечно, в идеале верность команде - хорошее дело, но на практике в нынешнее время она невозможна. Меняются тренеры, меняется руководство, кто-то видит тебя в клубе, кто-то - нет. Далеко не всегда жизнь совпадает с идеальными представлениями о ней.



- "Торпедо" после первого круга чемпионата тоже было близко к своеобразному идеалу. Команда не только пришла к промежуточному финишу на первом месте в турнирной таблице, но еще и показывала атакующий, комбинационный футбол. Однако все специалисты были уверены: торпедовский успех - временное явление. Место "Торпедо" по итогам чемпионата занял заслуженно?

- Опыта нам не хватило для лучшего выступления, а еще турнирной стратегии. Взять, например, "Локомотив". У железнодорожников тоже есть спады и провалы, но они могут набрать очки даже в таком матче, когда физическое состояние команды не идеально, а мы пока этого сделать не можем. По большому счету, наше место справедливо в турнире, все команды, которые расположились выше, опередили нас по делу. У нас неприятности начались после травм защитников - Бугаева и Степанова. Разладилась игра, после того как они выбыли из строя. Конечно, удачные матчи во втором круге случались, но даже при хорошей игре мы уступали, как, например, в Питере "Зениту".



- Согласишься ли ты с таким утверждением, что многое в российском футболе решается за кулисами?

- Соглашусь:



- Можно ли от этого уйти в нашей стране или...

- Если в российский футбол будут продолжать вкладывать такие же средства, как сейчас, то вряд ли. На поле футболисты не всегда могут самостоятельно добиться победы.



- А почему, на твой взгляд, тренеры, игроки и т.д. молчат о теневых сторонах футбола? Российское общество пока еще не вступило в тот период своего развития, когда о договорных матчах говорят не как о "странных", а как о реальности?

- Наши люди не дожили пока до такой свободы слова. Помню, во Франции, когда скандал разгорелся с договорными матчами, в центре которого оказался "Марсель", все началось именно с признания футболистов. Игроки в той же Франции, наверное, хорошо защищены, раз могут позволить себе говорить такие вещи.



- Принимая во внимание все эти неприглядные стороны футбола, можно ли говорить, что уровень игры команд премьер-лиги повышается?

- Мне кажется, что уровень все-таки вырос. Нынешние еврокубки, где неплохо смотрятся и ЦСКА, и "Зенит", это тоже подтверждают. Больше стало в России думающих футболистов, да и играть наши команды стали интереснее. Роль тренеров опять-таки сейчас весомее. Хотя посмотришь иногда наши матчи, и кажется, что уровень футбола низкий. Но точно такое же ощущение возникает и после просмотра некоторых игр серии А. Или, например, в Испании бывают матчи, когда три передачи подряд одна команда сделать не может, никто ж на Пиренеях не бьет в колокол: "Уровень упал!"



- Есть такая команда в России, которая тебе импонирует, играет в близкий тебе футбол?

- На первом месте однозначно "Торпедо". Потом долго-долго никого нет, и только после этого "Зенит". У питерцев страсть есть и скорость, а эти качества в футболе много значат.



- Представить себя в "Зените" можешь?

- Я? Не знаю... Нет, не смогу... Хотя не то чтобы не смогу. Не моя это команда. У каждого своя должна быть.



- Приняв в свое время украинское гражданство и выступая за сборную этой страны, ты имеешь возможность наблюдать за российской национальной командой со стороны и давать оценку, не боясь, что тебя туда не позовут. Что ты думаешь о сборной России?

- В первую очередь хочу отметить ее везение. России всегда достается не самая сильная отборочная группа. А так команда хорошая... Слабое место - психология, футболисты собраны квалифицированные, но даже у лидеров в официальных матчах ноги словно ватные становятся. Спортсмен ведь часто как думает в ответственной игре: лучше я выберу простое продолжение, отдам мяч ближнему, сведу до минимума риск ошибки. А ведь от такой перестраховки острота момента сразу теряется. Ну, и конечно от тренера многое зависит:



- Сергей, а ты быстро забываешь поражения?

- Наоборот, долго переживаю, а если еще и сам сыграл плохо... После матча сон какой? Часа в четыре только засыпаешь. "Торпедо" сейчас по телевидению часто ночью показывают. Прихожу домой, включаю телевизор и смотрю, и удивляюсь: как мог в том или ином моменте такой плохой ход выбрать?! Впрочем, мне и телевизор не нужен, я последний матч весь помню, до деталей. Хожу и целую неделю разбираю: правильно сыграл, неправильно:



- Есть у футболиста Кормильцева типичная ошибка?

- Спешу я иногда, мне еще Виталий Шевченко говорил: "Надо играть в два касания, а не в одно". Это стремление сохранить темп и подводит. Вроде остановиться, чуть подержать мяч нужно, а я сразу стремлюсь партнеру отдать передачу.



- А какой процент брака, допустим, для игрока твоего амплуа?

- В Киеве считалось, что 23-25 процентов брака - это нормально, а если 28 процентов, то могут уже заменить. А если взять Андрея Гусина, так у него вообще брака нет. Он в середине поля играет, отбирает мяч и отдает ближнему партнеру; отсюда и отсутствие ошибок, не входит просто в его обязанности обострять игру передачами.

Для защитника допустимый брак - это 11-15 процентов. Мы в "Динамо" тогда с либеро играли, так Ващук с Герасименко вообще только в 7-6 процентах моментов ошибались.



- В киевском "Динамо" футболистов подбирают под систему игры, а в "Торпедо", наоборот, игра строится во многом через тебя...

- Разрешает мне здесь Сергей Анатольевич, начиная на месте правого полузащитника, смещаться на противоположный край. У нас в команде немало таких домашних заготовок, куда, находясь в определенной зоне, надо отдать мяч, чтобы пошла неожиданная атака. Мы втроем с Зыряновым и Семшовым друг друга чувствуем на поле. Так и должно, наверное, быть в хорошей команде. Впрочем, стремиться есть к чему. Посмотришь на командные взаимодействия в том же "Реале" - там люди на восемь - десять метров передачи пятками отдают, да еще и по диагонали с продвижением вперед, и знает ведь партнер, куда пас пойдет! У меня мечта есть. Конечно, она никогда не осуществится, но все-таки хотелось бы один раз выйти на поле вместе со звездами "Реала". Интересно, получится у меня что-нибудь на таком уровне или нет? Хотя против мадридцев я же играл в составе киевского "Динамо", да и за сборную Украины против Испании тоже выходил. Но это все-таки разные вещи.



- Сергей, если бы ты в свое время не выбрал профессию футболиста, что в твоей жизни вышло бы на первое место?

- Футбол для меня все. Если бы не футбол, я бы не встретился с женой и друзьями. Что говорить, у меня самая лучшая профессия, какую можно только пожелать, творческая. В школе я историей интересовался, учителя советовали на исторический факультет в институт поступить. Может быть, восточными единоборствами бы занимался. Да я вообще всегда заводилой был во всех компаниях, любил в театральных постановках в школе участвовать, брейк-данс танцевал (смеется). Может, если бы не футбол, то стал бы артистом.

Сергей Фатеев, Понедельник, 29 ноября 2004 16:31


Ваш комментарий

Чтобы добавлять комментарии, зайдите под своим именем пользователя (логином).
Иначе - зарегистрируйтесь.


Вернуться в Форум