Форум torpedom.ru

Комментарии к сообщению #140031



СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

28 октября 2005 годв

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА

Год 1940. Часть вторая

"СТРЕЛЯТЬ НЕ ПО МИШЕНЯМ, А ПО ВРАГУ"

"ПРЕДСЕЗОНКА"

...
Значительное место в предсезонный и соревновательный периоды уделялось, напомним, комплексу ГТО (Готов к труду и обороне)...

Рожденный в начале 30-х, он стал логическим следствием проводимой в стране после октября 1917-го генеральной линии в области физкультуры и спорта. Цель - воспитание воинов, защитников социалистического отечества.

...

Шло время, над страной сгущались грозовые тучи. Культивируемые в начале 30-х комплексы морально устарели, не отвечали, как тогда говорили, требованиям дня. Не случайно через неполных три месяца после начала мировой войны, 26 ноября 1939 года, Совнарком СССР опубликовал за подписью председателя правительства В.Молотова и управделами М.Хломова Постановление "О введении нового физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне СССР". Готовиться к защите государства обязывали все здоровое население начиная с 11-летнего возраста. На основе правительственного постановления Комитет физкультуры издал приказ о разработке конкретных мероприятий по введению комплекса в действие с 1 января 1940 года. Власть пошла по пути сокращения количества дисциплин за счет их усложнения. В БГТО (для детей 11-16 лет) вместо 16 норм оставили 11, в ГТО-I вместо 18-14 (для женщин - 12), в ГТО-II вместо 22 - 15 (13).

Новые комплексы разрабатывались с нескрываемым ярко выраженным акцентом на оборону. Об этом говорил заместитель председателя Комитета физкультуры Снегова Крячко: "Резко возрастает удельный вес военно-прикладных видов спорта". К ним относили многокилометровые военизированные лыжные переходы с целевым тактическим заданием, хождение по бревну, преодоление полосы препятствий, подползание под колючей проволокой, фехтование винтовкой с обнаженным штыком (штыковой бой), стрельбу, метание гранаты на дальность и точность, метание связки гранат, альпинизм...

Всего - 60 дисциплин. Значительная их часть (в основном военно-прикладные) - обязаловка, в остальном позволялось подбирать виды спорта по желанию. Футболисты, дабы не рисковать, исключили альп(штыковой бой), стрельбу, метание гранаты на дальность и точность, метание связки гранат, альпинизм...

Всего - 60 дисциплин. Значительная их часть (в основном военно-прикладные) - обязаловка, в остальном позволялось подбирать виды спорта по желанию. Футболисты, дабы не рисковать, исключили альпинизм, во избежание жертв - штыковой бой.

С чувством исполненного долга продолжу рассказ о подготовке к шестому союзному первенству.

...

Несколько слов об общих чертах. После завершения сезона-1939 организации и предприятия, под чьей крышей располагались команды, отправляли футболистов (это касается не только москвичей) в лучшие союзные здравницы для отдыха и лечения. Отдохнувшие, окрепшие, они постепенно втягивались в тренировочный процесс. Кто-то поигрывал в хоккей, кто-то осваивал военизированные лыжные гонки. Затем загоняли их в спортзалы, где помимо общеразвивающих и общеукрепляющих дисциплин (гимнастика, легкая атлетика, баскетбол...) футболисты приступали к работе с мячом. В середине марта (чуть позже или чуть раньше) - заключительный этап учебно-тренировочного сбора на юге. Наконец, возвращение домой и последние репетиции перед премьерой.

В сравнении с предыдущими годами значительно сократились каникулы. Зимними видами начали заниматься в январе, работать с мячом - в феврале. Перехожу от общего к частному.

...

"ТОРПЕДО"

Мощно рванув со старта в сезоне-1938, новичок и его тренер Бухтеев обратили на себя пристальное внимание специалистов и выслушали в свой адрес немало ласкающих слух и тешащих самолюбие отдельных слов и целых предложений. Хоть концовка получилась не столь выразительной, итоговый результат - 9-е место среди 26 участников для дебютанта сочли вполне благопристойным и ждали поступательного движения. Не получилось. Команда в том же составе, с тем же тренером оказалась вдруг в зоне вылета. Хирургическое вмешательство (операции в таких случаях подвергается головная часть коллектива) - смена Бухтеева Квашниным - ситуацию выправило. Новый наставник увел питомцев от края пропасти, но занятое место (9-е из 14) и особенно игра торпедовцев удовлетворить ни почитателей, ни начальников не могли. Прежняя задача - войти в число лучших команд страны - в полный рост встала перед Константином Квашниным, единственным в то время тренером, дважды выигравшим первенство: в 1936-м - с "Динамо", в 1938-м - со "Спартаком".

Двукратный чемпион обзавелся "амбарной книгой", где помимо обязательных (контролируемых свыше) планов по политвоспитательной и повседневной работе по специальности, завел по собственной инициативе досье на каждого футболиста. В нем фиксировалось все: физическое состояние, техническая подготовка, сдача норм ГТО, отношение к тренировкам, достоинства и недостатки футбольные и человеческие, игровая и бытовая дисциплина, отношение к товарищам, взаимоотношения с тренером...

Тренировочный график Квашнин составил жесткий: еще в Москве вынудил работать пять дней в шестидневку, сочетая занятия в зимнем зале школы ФЗУ (фабрично-заводское училище) при автозаводе имени Сталина и на свежем (тогда еще свежем) морозном воздухе.

Первый и четвертый день посвящались работе с мячом (подтягивали технику), баскетболу, гимнастике и бегу. Пробегали за тренировку более трех километров.

Второй день - лыжные гонки и сдача норм ГТО-II.

Третий день - борьба. "Для развития гибкости тела", - объяснял непонятливым Квашнин.

Пятый день - политзанятия и стрельба. Именно в таком сочетании и последовательности. Получив солидную дозу политинъекций, футболисты немедля отправлялись в тир Дворца культуры автозавода и остервенело палили по воображаемому врагу. Насколько метко поражали они безмолвного, беспомощного, неподвижного противника, не сообщалось. Что же касается точности ударов по воротам, по крайней мере в предыдущем сезоне, удовлетворить она не могла. Даже в статичном положении, без сопротивления, били безобразно. Один только Рязанцев, не забив пять пенальти, лишил команду как минимум пяти очков.

Отрабатывали меткость в зале и на весеннем предсезонном сборе в ставшем родным Батуми, куда отправились 20 марта вместе с принятым из "Динамо" чемпионом и обладателем Кубка СССР Александром Реминым.

Жили и тренировались преимущественно в курортном местечке Махинджаури (близ Батуми), а в аджарской столице провели три контрольных матча: у местных команд дважды выиграли, а с заглянувшим в Батуми по дороге в Тбилиси сталинградским "Трактором" сыграли по нулям.

...

"ЗЕНИТ" ("СТАЛИНЕЦ")

Две команды с таким названием участвовали в чемпионате 1938 года. Обе, согласно Положению (в последнем чтении), оказались за бортом. В 1939-м "Сталинец" реанимировали, вернули в группу А. "Зенит" находился в состоянии клинической смерти: в 1938-м 22-е место из 26, на следующий год, уже в группе "Б", - 22-е из 23. При наличии всего двух групп вылетать больше некуда - путь один, на небеса. Однако советская спортивная медицина в 30-е (и последующие) годы творила чудеса. Провели уникальную операцию: старую форму наполнили новым содержанием. Чтобы было понятнее - футболисты "Сталинца" в полном составе вместе с тренером перешли в "Зенит".

Формально "Зенит" остался, "Сталинец" дал дуба. То есть его переименовали в "Зенит". Чинуши в растерянности. Что делать? Если к новообразованию относиться как к умиравшему "Зениту", о группе А речи идти не могло. Выпав из второй группы, он мог рассчитывать разве что на чемпионат Ленинграда. Если же согласиться с тем, что новая команда не что иное, как переименованный "Сталинец", то, по условиям первенства-1939, он место в группе А сохранил законно и в новом сезоне должен находиться среди лучших советских команд. Функционеры остановились на третьем варианте, противоречащем и Положению о розыгрыше, и здравому смыслу: оставили его в группе Б, то есть игроков и тренера, сохранивших по закону место в престижном доме, переселили в барак на том только основании, что команде (не по ее воле) сделали "пластическую операцию".

Среди рабочих Ленинградского металлургического завода им. Сталина, где футболисты, даже изменив "внешность", продолжали числиться и получать зарплату, начались волнения. Они по-прежнему считали команду своей и требовали восстановить ее в правах. Рабочие желали встретиться с футболистами, чтобы из первых рук узнать о создавшейся ситуации. Об этом 1 февраля 1940 года в небольшой заметке ("Отчет футбольной команды") писала заводская многотиражка "Сталинец":

"В ближайшем будущем на заводе состоится общее собрание трудящихся - любителей футбола, на котором тренер заводской футбольной команды мастеров т. Егоров, начальник команды Кузнецов и некоторые мастера из состава команды расскажут об итогах футбольного сезона прошлого года и перспективах на сезон 1940 года.

Собрание это созывается по инициативе группы трудящихся завода, выступивших со своим предложением на страницах газеты "Сталинец".

Собрание не состоялось: тренеры сами находились в неведении и ничего конкретного болельщикам сказать не могли.

Не зная о дальнейшей своей участи, команда в середине февраля начала подготовку к сезону. На общем собрании избрали тренерский совет, куда вошли самые авторитетные игроки. На том же собрании решили выпускать стенгазету "Штрафной удар". Судя по названию, для беспощадной борьбы против "негативных явлений".

Ситуация прояснилась в первых числах марта. Здравый смысл восторжествовал: команду (пусть и с новой вывеской), сохранившую по итогам сезона-1939 место в группе А, восстановили в правах. По этому поводу созвали новое собрание. Игрокам сообщили преприятнейшую новость, озвученную в кулуарах: "Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при СНК СССР ввиду поступившего ходатайства пересмотрел свое первоначальное решение. Команда завода имени Сталина включена в группу А розыгрыша первенства СССР". Мотив объяснила многотиражка: "Наша команда представляет собой коллектив физкультуры одного из важнейших заводов страны, промышленность одного из важнейших наркоматов. Это соображение послужило для перевода команды в группу А".

Тренеру Константину Егорову так и не пришлось встретиться с трудящимися: вскоре после благополучно завершившейся истории двумя потоками футболисты отправились на полуторамесячные сборы в Гудауты. Перед отъездом он обратился со страниц "Сталинца" к рабочим завода и ответил на поставленные ими еще в начале февраля вопросы. Отчитался за прошлый сезон, рассказал о планах на грядущий и с благодарностью отметил их ведущую роль в благополучном разрешении тяжбы с властями: "Команда мастеров нашего завода... в розыгрыше футбольного первенства 1940 года включена в первую группу. Это большая победа и наших футболистов, и спортивного Ленинграда, и трудящихся нашего завода, которые оказали команде большое содействие в переводе ее в эту группу".

Фраза любопытная. На нее ориентировался, когда говорил давеча о волнениях рабочих. Неужто и в самом деле власть отступила под напором питерского пролетариата?

Здесь я бы хотел обратить ваше внимание на два момента. И многотиражка, и Егоров долго не произносили вслух новое имя (впервые прозвучало оно в последних числах марта), называли футбольный коллектив "нашей командой" (то есть командой того самого завода, которому принадлежал "Сталинец" в последние годы). И еще. Тренер в письменном обращении к рабочим называл занятые места: в 38-м (14-е) и 39-м (11-е). Напомню, в 1938-м помимо "Сталинца" играл и "Зенит", оказавшийся в хвосте таблицы. Следовательно, Егоров отождествлял новый "Зенит" со "Сталинцем". Того же мнения придерживались Константин Есенин, известный знаток зарубежного, советского и ленинградского футбола Юрий Лукосяк и ленинградские статистики. В суммарные итоги "Зенита" они неизменно включали показатели "Сталинца" за 1938 - 1939 годы.

Есть и иная точка зрения. Возможно, оппоненты, если углубиться в юридические нюансы и хитросплетения (команду переподчинили спортобществу "Зенит"), формально правы. Но мне ближе позиция Есенина и К°. Одни и те же игроки и тренер продолжили путь в чемпионатах с позиции, законно занятой в 1939 году. От того что им дали новое имя и переодели в другую форму, ничего не изменилось. Для меня "Сталинец" конца 30-х и "Зенит" 40-го - синонимы, как, к примеру, гиппопотам и бегемот или Голландия и Нидерланды. Примеры можно продолжить. Не считаю свою позицию единственно верной, но счел нужным ее обосновать.

...

Сергей Фатеев, Суббота, 29 октября 2005 02:34


Ваш комментарий

Чтобы добавлять комментарии, зайдите под своим именем пользователя (логином).
Иначе - зарегистрируйтесь.


Вернуться в Форум