Форум torpedom.ru

Комментарии к сообщению #173648



Еженедельник «ФУТБОЛ»
№ 30 (25 июля – 1 августа 2008 г.)
ЭКСКЛЮЗИВ
Владимир КАЛИНКОВИЧ
ГОРОД МАСТЕРОВ. Экскурсия по Москве вместе с игроками прошлого
(далее – см. комментарии)

Volodya82, Пятница, 25 июля 2008 19:10


Volodya82
Пятница, 25 июля 2008 19:11
ТОРПЕДОВСКИЙ РИТУАЛ

Время, как известно, всех расставляет по своим местам. Вот и спор о том, кто самый популярный игрок за всю историю столичного «Торпедо», сегодня, пожалуй, неуместен. Ясно, что Эдуард Стрельцов. Не случайно и памятник на бывшем автозаводском стадионе установлен именно ему. Что, кстати, можно в какой-то мере считать парадоксом: за свою футбольную жизнь Стрельцов куда чаще выходил на поле в стотысячных «Лужниках», чем на скромной зрительской арене. Хотя, если разобраться, монумент, наверное, поставили там, где нужно, – желающим организовать в Москве экскурсию по стрельцовским местам значительную часть маршрута пришлось бы отдать окрестностям Восточной и Автозаводской улиц.
Сын Эдуарда Анатольевича, Игорь, вспоминая первые годы своего осознанного детства, рассказывает, как ходил с отцом в скверик у станции метро «Автозаводская» покататься на трехколесном велосипеде. Там же на бульваре часто собиралась компания торпедовских футболистов – Шустиков, Воронин, Кавазашвили, Медакин, к которым присоединялся и Стрельцов-старший. Вспоминали сыгранные матчи, делились впечатлениями, особенно любили посидеть в соседнем ресторанчике с незамысловатым названием «Огонек».
Последние свои матчи за «Торпедо» Эдуард Стрельцов сыграл в сезоне-70. Завершив выступления (необходимость соблюдать спортивный режим отпала), любил сходить с бывшими одноклубниками в небольшую кафешку, которую в округе все называли «Шайбой». Если идти от Симоновского вала к стадиону «Торпедо» через небольшой скверик, «Шайба» – справа. Сегодня на этом месте лишь скелет заброшенного кирпичного здания – несколько лет назад «Шайбу» сожгли.
«Ходили туда все те, кто бывал и в «Огоньке», – рассказывает Игорь. – Главным образом торпедовцы, выигравшие с отцом в 1965 году чемпионское «золото». Было это у них что-то вроде обязательного ритуала: посетив «Шайбу», шли на «Торпедо» – смотреть очередную игру нашей команды. О чем шел разговор, естественно, не помню – мал был еще. Мне частенько давали погрызть соленые сушки, случалось, отец разрешал сделать пару глотков пива. Вот, собственно, и все впечатления.
Лучше запомнил, как мы в цирк на Цветном бульваре ходили. Маме тогда на работе выдали два билета, но пойти она почему-то не смогла. Отправились с отцом. Помню, ехали на троллейбусе, потом по бульвару – пешком. Купил он мне два батончика мороженого, и, надо сказать, оба раза неудачно вышло. Первую порцию я уронил, второй – она очень быстро начала таять – обляпал себе штанишки. Публика в цирке собралась нефутбольная, и папу там никто не узнал. Помню, меня здорово напугала выскочившая на арену мартышка…»
Volodya82
Пятница, 25 июля 2008 19:11
КАК СТРЕЛЬЦОВ С ГЕНЕРАЛОМ СПОРИЛ

Летом 1970 года семья Стрельцовых получила квартиру в новеньком 13-этажном доме на Верхней Сыромятнической улице, неподалеку от Курского вокзала. Завершив карьеру футболиста, торпедовский центрофорвард продолжал жить делами родной команды – перед каждым домашним матчем автозаводцев не забывал вывешивать у подъезда футбольную афишу. Чтобы жильцы знали, где и когда играет «Торпедо». За ее сохранностью следил дворник дядя Гриша, при встрече не упускавший случая выразить Эдуарду Стрельцову свое почтение.
Этажом выше проживал интересующийся футболом генерал. С ним у Стрельцова нередко возникали споры. Особенно активный характер приобретали они накануне календарных матчей между «Торпедо» и «Динамо» – генерал отдавал предпочтение бело-голубым и напористо доказывал, что «уж на этот раз твоим автозаводцам ничего не светит». Эдуард Стрельцов парировал: «Слушай, забрить игроков из других команд в органы большого ума не нужно. А много ли сегодня у вас в «Динамо» собственных воспитанников?»
«Двор на Сыромятнической был тогда не такой, как сейчас, – продолжает Игорь. – Ограды не было, у нас тут черника в то время даже кое-где росла. И в футбол мы тут с мальчишками играли. Отец из окна на нас часто посматривал.
Помню такой случай. Купили мне велосипед «Орленок», их в то время только-только начали выпускать. Катался я вдоль детского сада по переулку. А там после дождя всегда лужа была. Вот как-то решил через эту лужу на велике промчаться, а мимо в тот момент шли две девчонки. Ну и обрызгал их, конечно. Отец все это увидел, помахал мне с балкона – давай домой. Прихожу. Уложил он меня на диван и молча ладонью мне по мягкому месту раза три стукнул. А рука у него, надо сказать, была тяжелая. Такое вот наказание. Так он воспитывал у меня уважение к людям. Поскулил я тогда, поплакал, но тот урок запомнил на всю жизнь».
Игорь тоже стал футболистом. Отцовских высот достичь не удалось, но за команды мастеров второй союзной лиги несколько сезонов провел. До сих пор очень жалеет, что была возможность, но сыграть против своего знаменитого отца ему так и не довелось. Шанс представился, когда в летний спортивный лагерь, где находилась юношеская команда «Торпедо», за которую играл Игорь, приехали торпедовские ветераны во главе со Стрельцовым. «А я, черт возьми, заболел тогда. Температура – 39. Ветераны обыграли нас – 3:1».
Эдуард Стрельцов не любил, когда его узнавали в метро. Сразу терялся, чувствовал себя при этом весьма неуютно. Великий Стрелец обычно сторонился кино- и фотокамер, не случайно на командных торпедовских фотографиях он чаще всего стоит сзади. Но бывали случаи, когда знаменитого форварда узнавали и вокруг него тут же вскипал ажиотаж.
«В Москву тогда приехал представитель команды «Подолье» из Хмельницкого, – рассказывает Игорь. – С ним в торпедовском клубе нужно было решить вопрос по поводу моего перехода. Договорились встретиться на станции «Автозаводская» в центре зала. Спускаемся с отцом в метро – в установленном месте его нет. И тут со стороны противоположного эскалатора крик: «Эдик, я здесь!». А народу в метро полно – люди спешат на ЗИЛ к утренней смене. Торпедовские болельщики среди них, само собой, тоже были. Как услышали «Эдик!», отца тут же узнали. К нам сразу – толпа. Протягивают календарики, блокноты – у кого что есть, просят расписаться. Помню, двое буквально умоляли его сделать им именную дарственную надпись непременно «на чем-нибудь торпедовском». Удивительно, но в этой толпе народа оказался токарь, с которым отец работал после заключения в одном цехе. Поприветствовали друг друга, обнялись. Папа ему единственную оказавшуюся у него тогда в кармане фотографию на память подписал».
Маверик
Пятница, 25 июля 2008 20:30
Спасибо Прочитал с удовольствием !
Volodya82
Пятница, 25 июля 2008 20:33
Маверик
Всегда пожалуйста!
Rusty
Пятница, 25 июля 2008 21:36
Такие истории читал бы днями напролёт. Спасибо!
ded
Пятница, 25 июля 2008 22:09
После первой части нахлынула ностальгия. Ведь все эти места из моего детства.
Партизан
Пятница, 25 июля 2008 22:38
Спасибо, Володь. Даже телевизор выключил, чтоб спокойно почитать...
Сергей Фатеев
Воскресенье, 27 июля 2008 18:39
Volodya82 (25 июля 2008 19:10 и 19:11)!
Благодарю, Владимир.

Расширенная версия нашла отражение в разделе "Архивы/Пресса" - см. http://www.torpedo.ru/archives/article.phtml?id=331.

Ваш комментарий

Чтобы добавлять комментарии, зайдите под своим именем пользователя (логином).
Иначе - зарегистрируйтесь.


Вернуться в Форум