Форум torpedom.ru

Комментарии к сообщению #178873



Есенин Константин Сергеевич. «Московский футбол», 1974 г.
Книга рассказывает об истории московского футбола, начиная с дореволюционных времен.
В комментариях см. интервью с А. Пономаревым, Э. Стрельцовым и В. Масловым

Volodya82, Вторник, 2 июня 2009 09:45


Volodya82
Вторник, 2 июня 2009 09:49
РЯДОМ С «ГЛАВНЫМ БОМБАРДИРОМ». Беседа с А.С. Пономаревым

- Александр Семенович, все-таки до сих пор не ясен вопрос: забили вы девять мячей в кубковой игре или нет?
- Забил.

- А почему нигде об этом не было написано?
- Не знаю. Забил девять, а ребята - Проворнов, Проценко говорят: надо еще один - будет десять, и
тогда на весь Союз слава. И как раз назначили пенальти. Ребята меня зовут - бей! А я разбежался и, разгоряченный, пробил выше штанги.

- А с кем была игра?
- С саратовцами.

Да, была такая игра в розыгрыше Кубка СССР 1937 года. В 1/64 финала «Трактор» встречался с «Динамо» (Саратов) и выиграл 9:1.
Однажды я уже спрашивал у Пономарева об этой игре, но в тот день он был мрачноват, неразговорчив, а на этот раз рассказ его был более подробным. Значит, забил-таки Александр Семенович девять!

- Ну а все-таки в газетах об этом было или нет?
- В наших городских, по-моему, было.

- И все девять вы один забили? Ни Проворнов, ни Проценко - никому не досталось?
- Да, все девять - я. А ребята на меня в этот день все играли.

- А когда в Москве впервые выступали?
- Тогда же, в тридцать седьмом. В матче со «Спартаком». В добавочное время - тогда еще до первого забитого гола играли - спартаковцы забили нам третий гол, и судья свистнул - окончание игры. Но меня тогда на поле не было, меня судья вместе с одним из спартаковцев удалил с поля. Я еще очень молод и горяч был. А если бы меня не удалили - «Спартаку» бы не выиграть.

- Но у нас сегодня с вами разговор о «Торпедо». Вы ведь десять лет в «Торпедо» играли. Наверное, есть о чем рассказать?
- Да, «Торпедо» было классной командой. Мне так кажется, что не было противников, которых эта
команда не могла бы обыграть.
Характерная для нас «болезнь» - слишком неровная игра. Слишком у нас было много от «любительского» подхода к футболу. Были мы, в сущности, рабочей командой, не всегда собирались на тренировки. Когда играли со слабым противником, мешало «шапкозакидательское» настроение. Но если предстоял серьезный матч, команда могла сделать что угодно.

...Уже потом, дома, я посмотрел на кубковые таблицы и таблицы чемпионатов Москвы и СССР 1943-1950 годов. Действительно, рядом с довольно большим числом поражений у автозаводцев в эти годы в официальных матчах было пять побед над ЦДКА и семь побед над «Динамо». Не забудьте, ведь это были армейцы дружины Федотова и Боброва, динамовцы плеяды Бескова, Карцева, Сергея Соловьева. Это были противники очень сильной, ударной мощи.

- У нас была тоже очень сильная команда, - поняв мою невысказанную мысль, продолжает Пономарев. - В воротах - Акимов, играли также Разумовский, Виноградов... Хороша была полузащита, особенно Николай Ильин - игрок очень высокого класса. Хорошо играл Морозов. Позднее, с приходом Гомеса, стабилизировалась и игра защиты.
В состав вводили всегда проверенных, надежных игроков. Причем комплектовали его часто сами футболисты. Без их «санкции» новичков не пробовали. Только если новичок завоевывал авторитет на тренировке, в «прикидочных» играх, он мог быть принят в команду мастеров.
Вот когда он попадал в состав, тут ему, новичку, уже все помогали - и практически и теоретически.
Были у нас в «Торпедо» и свои отдельные наигранные «эпизодики». Ведь вся игра складывалась по кусочкам из разных комбинаций, которые можно наиграть. Подчас мы играли вслепую, зная заранее, что если на определенное место «выдан» мяч, то там уже должен быть свой игрок. И если его не было на месте, с него за это спрашивали. Например, Георгию Жаркову поручались и защитные функции, но при развитии атаки он должен был быть на своем месте.
Я в последний момент всегда обязан был быть на «острие» атаки.
Очень мне нравился А. Севидов. С его приходом в команду мы заиграли еще лучше. Он понимал замысел с полуслова. При нем еще сильнее заиграл Жарков...

- В 1949-м вы выиграли Кубок, а потом почему-то все пошло на убыль.
- Виноват, конечно, я. Когда выиграли Кубок, я немного «сломался». Всегда ведь все держал «в кулаке», а тут были и нарушения режима, и измени¬лось отношение к тренировкам. Спохватились, когда было уже очень поздно. В коллективе наметилась трещина.
Когда-то я начинал играть в Горловке, кстати, и «Трактор» был, по существу говоря, скомплектован на основе горловской команды. Много лет назад я обещал шахтерам, что вернусь в команду Донбасса. Вот почему последние годы я играл в «Шахтере». Перешел туда из «Торпедо»...

- Без вас у «Торпедо» были трудные годы. Правда, в 1952-м удалось выиграть Кубок, но...
- А в 1953 году уже играл Иванов, в 1954-м - Стрельцов. Мне иногда очень жаль, что не удалось с ними сыграть в одной команде. Я уверен, что игра бы у нас пошла. Мы бы с ними нашли общий язык.

- Александр Семенович, а какой гол для вас самый памятный?
- Знаете, памятнее всего гол, который я не забил, вернее, забил не я.
В 1947 году в кубковом матче (мы играли с ЦДКА) я вышел один на один с Никаноровым. Игра была нервная, счет долго держался 0:0, и, когда мне эдак повезло, на меня вдруг нахлынула мысль: не забью! За какие-то мгновенья я вспомнил, как в детстве, в Горловке, когда мы еще играли улица на улицу, я в одной из очень уж ответственных (по тем годам и возрасту, конечно) встреч, выйдя вот так один на один, не забил, и мы проиграли.
Один из старых футболистов Горловки мне тогда сказал: «Ты должен был отдать, а пожадничал». Вот этот эпизод я и вспомнил в те секунды...
В общем, не стал бить, отдал Василию Жаркову, тот послал мяч в сетку. Мы выиграли 1:0.
А в газетах об этом случае еще долго спорили, целая дискуссия была.

- А какой гол считаете самым красивым?
- Ну, конечно, тот, который и вы считаете - «ножницами» через себя в 48-м Хомичу, но, кстати, не меньше того был хорош гол, который я забил в тотже год «Спартаку» в броске головой вперед.

- Что вы скажете о современной команде «Торпедо»?
- Тогда, в середине 50-х годов, «Торпедо» изменило стиль игры. При нас, в 40-х, был размашистый, широкий почерк. С приходом Стрельцова, Иванова была хорошая комбинационная игра, а в последние годы она сбилась на мелкую, «короткую», с передержкой мяча. Плеяда новых игроков не сумела перенять игру поколения Стрельцова и Иванова. А тренер, как бы он талантлив ни был, все-таки один выигрывать не может Ему очень нужны молодые, способные игроки.
Volodya82
Вторник, 2 июня 2009 09:51
ВОТ И ОСЕНЬ... Беседа с Э.А. Стрельцовым

Эдуард Анатольевич Стрельцов скоро станет самостоятельным тренером.
А пока он еще только практиковался в занятиях с молодежью, помогая Анисимову и Бредневу - руководителям футбольной школы.

- Кто вас «открыл»? - спрашиваю у хозяина дома.
- Первым моим учителем был тренер «Фрезера» Марк Семенович Левин. Однажды он позвонил Василию Севостьяновичу Проворнову - известному в прошлом игроку «Трактора», партнеру Пономарева. Он в то время руководил клубным футболом в «Торпедо».
Проворнов с юношеской командой своего клуба приехал к нам «на смотрины» на стадион. Мы проиграли торпедовцам 1:2. Было это летом 1953 года. Проворнов отобрал Женю Гришаева, Леву Кондратьева и меня. Вскоре мы уже играли в первой юношеской команде автозавода.
Через несколько месяцев Проворнов порекомендовал меня тренеру мастеров Николаю Петровичу Мoрозову, и весной 54-го я уже принял «боевое крещение».

- Помните свой первый гол?
- Да, помню. В Тбилиси, в ворота Владимира Маргания. Заболел Вацкевич, меня поставили семеркой, и я забил ему свой первый мяч...

- Но ведь еще в протоколе матча «Торпедо» с харьковским «Локомотивом» на ваш счет записан гол...
- Нет, такого не запомнил. Запомнил еще первый гол в Москве - в Черкизове. Забил его в ворота Грачева, вратаря московского «Локомотива».

- А какие еще мячи вам запомнились?
- Мне удалось хорошо сыграть в Стокгольме за сборную в 1955 году. Я забил тогда три гола. В Болгарии в день своего рождения забил два мяча. Тоже, конечно, запомнилось.

- А какой был самый обидный момент у вас на поле?
- Самый обидный? Пожалуй, в игре с «Локомотивом» в 1955-м. При счете 1:1 я не забил пенальти. «Локомотив» перехватил инициативу и выиграл у нас 4:1. Я расстроился и попросил, чтобы меня заменили.

- А не обидно ли было вам, когда в 1968 году вы лидировали среди бомбардиров, 21 гол забили, а в самых последних встречах Абдураимов и Гавашели забили по два мяча и получили приз газеты «Труд»?
- Нет, не было обидно. Мы в тот год Кубок выиграли. В последней игре завоевали бронзовые медали.
Это уже само по себе было радостно, и я подумал, пусть уж этот приз «Труда» достанется молодежи.

- Не собираетесь написать о своей футбольной карьере? Все-таки в ней было очень много яркого.
- Нет, я не литератор. Не пишу. Нет призвания.

- А что вы любите кроме футбола?
- Как зритель люблю хоккей с шайбой и с мячом. Люблю волейбол. Люблю и рыбалку. Но только
когда позовут. Особенно зимнюю. Тогда видно все в проруби - как подходит, как клюет...

- А в футболе за кого вы болели?
- В детстве и в юности болел за «Спартак». Нравилась мне их техничная игра.

- А не хотели играть за «Спартак»?
- Приглашали меня, но я сказал, что там играет Симонян и мне там делать нечего.

- А кого вы считаете своим учителем из крупных мастеров?
- Григория Федотова. Я видел его игру, и он мне очень правился.

- Кому из вратарей труднее всего было забить гол?
- Конечно, Леве...

- Вы много ему забили?
- По-моему, только один. В праздник это было, 8 ноября... Я обвел защиту, остался перед пустыми воротами и забил.

- Очень популярен и интересен был отработанный вами пас пяткой. Сами придумали или научились у кого-нибудь?
- Я его подсмотрел у Сергея Сальникова. В время это был очень неожиданный прием, «скрытный» - все ждут удара вперед, а назад никто обычно не ожидал. Мяч мог легко проскочить между ног, рядом с ногой противника - от неожиданности тот не успевал среагировать.

- Вы тренировали этот прием?
- В основном на двусторонних тренировочных играх. Сейчас этот прием уже менее неожидан. Все знают, что он «на вооружении». К защите готовы.

- Сколько мячей вы могли бы забить, если потеряли бы шесть лет в «большом футболе»?
- Не знаю, обогнал бы Симоняна и Пономарев, но в сборной наверняка был бы на первом месте. Ведь
я только на один мяч отставал от Вали Иванова.

- В какие годы, вы считаете, «Торпедо» играло особенно сильно, доставляя вам удовольствие?
- В пятьдесят восьмом у нас сложилась очень крепкая команда. И без меня - в 1960-1961 годах она играла, судя по всему, очень сильно.
Хорошая игра у меня получалась со Славой Метревели, а в 1965-1966 годах - с Ивановым и Денисовым. Это большие мастера, они не передерживали мяч. Сейчас молодежь стала очень «жадной». Мяча у них не допросишься. Мы в 1965-1966 годах играли коллективней, лучше видели поле.

- А что вы скажете о современном «Торпедо»?
- Сейчас трудное время. В команде нет «притертости», как может не быть притертости деталей в машине. У одного неплохая техника, у другого хорошие физические данные, третий напорист. Все это надо уметь сложить в ансамбль и использовать качества каждого.

- Слышал, вы играете за ветеранов?
- Да, играю. Когда приглашают. Ездил с динамовской командой, со «Спартаком», сборной Москвы.
Побывал в Норильске, Воркуте, во Владивостоке, в Бухаре... Весь Союз из края в край изъездили...
Стрельцов показывает разнообразные памятные подарки и сувениры, которые ему подарили на память о городах, в которых побывали ветераны.
Volodya82
Вторник, 2 июня 2009 09:55
В ГОСТЯХ У МАСЛОВА. Беседа с В.А. Масловым

- Виктор Александрович, когда вы пришли в «Торпедо»?
- 4 февраля 1930 года я пришел на АМО по путевке биржи труда разнорабочим. Жил я на Таганке,
играл понемногу в футбол, но именно этот день связал меня с автозаводом, с «Торпедо».
Вот говорят, что РДПК - это родоначальник «Торпедо». Я не совсем согласен. Пролетарский район был рабочий район. Было много рабочей молодежи, но па первых порах в РДПК было больше ребят с завода «Динамо», чем с АМО.
И вот только когда началась реконструкция, расширение автозавода, в этом клубе стало больше амовцев, чем динамовцев. Но это было уже в начале 30-к годов, а до этого «Пролетарская кузница» была средненькой по силе. А когда началась реконструкция, вот тут-то и пришла большая спортивная жизнь. В 1931 году у нас уже было 30 цеховых команд.
В 1931 году нам, заводу, дали стадион, что был напротив Центрального парка культуры.

- Виктор Александрович, а вы помните, как автозаводцы выиграли Кубок ВЦСПС? Ведь этот Кубок
был как бы предшественником Кубка СССР?
- Очень хорошо помню. Мы играли тогда в Ленинграде. Там проходила Спартакиада ВЦСПС. Все наши футболисты в ней участвовали: прыгали, бегали, даже плавали.
Я еще в первой команде играл от случая к случаю, но тут Виктор Дубинин, который выступал на моем месте, не смог выехать на спартакиаду, и поставили меня. В финале мы выиграли у «Красной зари» - 5:3. Играли за «Зарю» братья Лемешевы, братья Топталовы.

- Так что помните все до подробностей?
- Сейчас, конечно, некоторые события, сроки переставились в памяти, но отдельные эпизоды помню очень четко.
Со «Спартаком» мы всегда «резались» отчаянно.
Как-то на поле Андрей Старостин говорит: «Ты что это? У тебя уж слишком глаза блестят?» А я ему: «Андрей, ты меня не пугай, я не отвернусь». Жестко играли, но без злых грубостей.
В сборную тогда было не пробиться. Там все места были заняты «Спартаком» и «Динамо». Но меня часто брали на сборы, в некоторых второстепенных играх и на поле выпускали. За сборную МГСПС играл.

- А когда состоялся ваш тренерский дебют?
- А дебюта, собственно, и не было. Вскоре случилось так, что я стал заниматься организацией тренировок, разминок, подготовкой к календарным встречам.
В 1932 году к нам пришел С. Бухтеев. Он был очень эрудированным, с большим кругозором специалистом. Систематически следил за английской футбольной литературой, изучал всевозможные технические и тактические новинки.
Вы думаете, мы в 1938-м на «дубль-ве» перешли? Это мы второй раз перешли.
А впервые мы попробовали играть по этой схеме еще в 1932 году. И центровая тройка у нас, как в «дубль-ве», играла - братья Семеновы, Курапов. Бухтеева я считаю своим учителем.
В 1934-1935 годах я занимался на курсах инструкторов физкультуры МГСПС. И уже значительно позднее в Высшей школе тренеров. Инфизкульт закончил, когда был уже в возрасте.
В общем, я много тренировал клубные команды автозавода, был капитаном команды мастеров, выбирали меня в разные комиссии Московского спорткомитета. Отвечал я там за спортивные сооружения, хотя, конечно, специалистом в этом деле не был. А потом и тренером команды мастеров поставили.

- А кого вы считаете в нашем футболе выдающимися тренерами?
- Мне нравится Бесков. А в общем, мы, тренеры, все-таки очень мало общаемся между собой.
Молодые тренеры сейчас ко мне относятся хорошо. Вот Лобановский. Ведь я его в свое время отчислил из киевского «Динамо», вроде бы человек должен был быть в обиде. Но нет. Он понял, что я тогда в своей позиции был прав, и у нас сейчас хорошие отношения.

- А кого вы считаете своими лучшими учениками?
- Это вопрос сложный. У меня очень много учеников. Вот и сейчас в «Днепре», «Заре» целая группа игроков, проходившая выучку у меня в Киеве.
«Селекция» - очень сложная вещь. Отбором надо заниматься всерьез. На просмотры молодежи, игр цеховых команд надо ходить группой - три-четыре человека.
«Искру божию», какое-то интересное движение, игровую мысль один может и не заметить. Ведь мяч у игрока находится очень мало - вы, статистики, об этом знаете. А именно эту «искорку», которая может промелькнуть в одно мгновение, и надо суметь увидеть. Я считаю, что хороший игрок обычно проходит школу у нескольких тренеров. Кто-то его заметил, пригласил. Кто-то его отшлифовывал, доводил до «кондиции», кто-то развил в нем одни качества, другой приметил его особые тактические способности и т. д.
Вот, например, такие игроки, как Воронин, Стрельцов, Иванов, Шустиков. Ведь они были талантливыми ребятами, прошли хорошую школу, но никто из них не был тем, чем стал впоследствии.
Воронин, когда пришел к нам, еще не был тем Ворониным, каким мы представляем его себе сейчас, называя его фамилию. Стрельцов не был Стрельцовым, Иванов - Ивановым. Взять, к примеру, Евгения Рудакова. Прекрасный вратарь, а вначале он в воротах просто спал. Меня даже ругали за то, что я его ставил в дубль, он ведь у нас в «Торпедо» начинал. Говорили - ничего из него не получится. Но я видел его задатки. Стал ему давать атлетическую нагрузку, следил за ним и, как видите, не ошибся.
Yiscar
Вторник, 2 июня 2009 18:46
Спасибо!
Volodya82
Среда, 3 июня 2009 11:45
Yiscar (18:46)
Пожалуйста!

Ваш комментарий

Чтобы добавлять комментарии, зайдите под своим именем пользователя (логином).
Иначе - зарегистрируйтесь.


Вернуться в Форум