Форум torpedom.ru

Комментарии к сообщению #180492



Радиостанция "Эхо Москвы"
Передача "Наше все"
Дата: 25.10.2009 17:15
Тема: Лев Яшин
Ведущие: Евгений Киселев
Гости: Александр Нилин

ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ ЭПОХИ
...
В советском футболе было немало игроков международного класса, достаточно вспомнить нападающего Эдуарда Стрельцова, который по масштабу футбольного дарования, безусловно, был равен Пеле. Но юный бразилец в 1958 году стал главным открытием и победителем мирового первенства Швеции. А юный Стрельцов вместо Швеции угодил в тюрьму, фактически по политическому делу, ибо на самом высоком уровне было принято политическое решение примерно наказать проштрафившуюся звезду.
...
Е. КИСЕЛЕВ: А теперь позвольте мне представить вам сегодняшнего гостя вместе со мной в студии. Писатель Александр Нилин, который уже однажды был участником нашей программы, он рассказывал об Эдуарде Стрельцове, другом великом футболисте, которого он знал лично и с которым вместе написал книгу о его жизни. Здравствуйте, Александр Павлович.
А. НИЛИН: Здравствуйте.

Е. КИСЕЛЕВ: Интересно, Стрельцов и Яшин, их можно сравнивать? Вы знали лично Яшина, так же как знали Стрельцова?
А. НИЛИН: Не так близко, как Стрельцова, но знал. Даже Стрельцов меня с ним однажды знакомил, когда я уже был с ним знаком. Потому что я познакомился с Яшиным на банкете в честь серебряных медалей "Торпедо", он выступал.

Е. КИСЕЛЕВ: Это в каком году было?
А. НИЛИН: Это был 1964 год. Стрельцов еще не играл. Яшин пришел поздравлять. Меня он поразил раскованностью, потому что до этого я тоже был под влиянием созданного прессой образа. Всегда говорили, что Яшин - это образец...
(далее - см. комментарий)

Сергей Фатеев, Среда, 28 октября 2009 20:20


Сергей Фатеев
Среда, 28 октября 2009 20:21
Е. КИСЕЛЕВ: Великим гражданином его уже позже стали называть.
А. НИЛИН: Да. Всегда были эти все клише. Тогда же не было ни интервью, ничего не было. Единственный раз он сказал неожиданную вещь. Был еженедельник "Футбол-Хоккей", где было с ним интервью. Это был новый еженедельник, там был только футбол сначала. И он был живее. Как "Неделя" потом, вот такого типа. Яшин в интервью о любимом блюде сказал - омар в майонезе. Сейчас каждый бы сказал, но тогда, когда только что Хрущев сказал, что он любит борщ... Глава государства любит борщ, а футболист омары в майонезе. У нас нет в Советском Союзе омаров в майонезе. А за границей бы он сказал, что "я люблю жареную картошку". Тогда я обратил внимание, что, наверное, они все-таки отвечают часто за него, а когда он говорит сам... И так точно и было. Потому что то, что он говорил тогда в тосте... Это был очень раскованный человек, не скрывавший, что много выпил. Он говорил: "Мне дали речь, когда надо за стул держаться". Я понял, что он совершенно не боится, что он уронит свой авторитет, свой круг. Потом все-таки чужая команда, и он был свадебный генерал, для "Торпедо" было очень важно, что поздравляет Яшин. А потом он пошел в гости к Борису Батанову, и там продолжался праздник. Я посмотрел. Конечно, это немножко другое, чем я тогда себе представлял.

Я никогда почему-то не стремился знать Яшина ближе. Может быть, это и не очень нужно. Интересно, когда отношения складываются сами собой. Потому что очень часто, если с футболистом поздороваешься, он боится, что кого-то не помнит. Огромное количество корреспондентов. И он боится, что он кого-то не запомнил и обидит. Но обычно не помнит. Стрельцов почти никого не помнил, говорил: "В лицо знаю, а фамилию не вспомню". И когда сами собой отношения складываются, это очень интересно, бываешь польщен. Я помню, как позвонил Николаю Петровичу Старостину по какому-то делу, он говорит: "Да, потом как-нибудь встретимся, поговорим". А потом мне передали, что он сказал, что Нилин прожженный динамовец. Я его встретил, говорю: "Николай Петрович, я потрясен, что вы знаете, что я есть. Я, конечно, никакой не динамовец, но я думал, что вы вообще меня не знаете. Это приятно". Но когда специально познакомиться и лезть в душу, я в этом плане никогда не был настоящим журналистом. Это не мое. Поэтому я о Яшине много думал, много видел, много знал людей, которые его близко знали, часто разговаривал. Но так, чтобы я потом был с ним еще раз в застолье, нет, только в "Торпедо". А другой раз Стрельцов на стадионе говорит "Вот познакомься. Лева".

Е. КИСЕЛЕВ: Все-таки если сравнивать этих двух выдающихся футболистов, у них было что-то общее или они были антиподы?
А. НИЛИН: Их всегда противопоставляют. Я теперь с годами думаю, что общего было больше. Во-первых, они хорошо друг к другу относились. Я помню, когда эти звезды ввели, то Стрельцов говорил: "Леве правильно дали, а Николаю Петровичу зря". Я говорю: "Как же зря, он организовал "Спартак". Ты за "Спартак" болеешь". И Яшин к нему всегда хорошо относился, по-другому себя вел. Все время жизнь их сталкивала. Даже в поезд в Тарасовку после всего этого скандала с Стрельцовым они сели в вагон вместе. Потом они пошли ловить рыбу, и тут Стрельцова забрали. И потом, они появились одновременно, что самое удивительное. Яшин на девять лет старше, в футболе огромная разница: люди, бывает, играют девять лет всего. Но этот появился как вундеркинд, Моцарт, а этот точно подпадал под определение братьев Гонкур, что гений - это вол, что надо не одну страницу написать гениально, а триста.

Е. КИСЕЛЕВ: Стрельцов первый раз заиграл в 1954 году.
А. НИЛИН: Он появился. Яшин уже был знаменит. Это не в один день, но где-то с 1955 года они уже... И в один год закончили, в 70-й, и в один год умерли от одной и той же болезни. Стрельцов был на похоронах Яшина, все обращали внимание, как он плохо выглядит, он после больницы, с Каширки приехал. Но сам Стрельцов, как всегда, рассказывал об этом достаточно весело, что все смотрели, что "я следующий за Левой, а я думал подойти к вдове, а то может не узнать, я такой бледный, но должна Валя меня узнать". Так что очень много совпадений. Конечно, в новейшей драматургии футбола интересны два таких человека. Во-первых, разные футбольные амплуа. Во-вторых, они играли все-таки в конкурирующих командах. Они вместе играли в сборной два раза. Один раз в молодости, 1956 год, Олимпиада, подготовка к мировому чемпионату. И потом, когда Стрельцов вернулся, а Яшин, в сущности, заканчивал, он все еще играл в сборной. Вот это интересно.

Е. КИСЕЛЕВ: Несколько матчей они сыграли вместе.
А. НИЛИН: Сыграли. У нас всегда как-то скучно делают эти картины, а это уже драматический эпизод. Этот приходит в сборную заново, снова начинает жизнь, 1967 год, он признан лучшим игроком СССР.
...

Полная версия: http://echo.msk.ru/programs/all/628624-echo.phtml или http://echo.msk.ru/snd/2009-10-25-all-1715.mp3
Volodya82
Четверг, 29 октября 2009 11:39
Сергей Фатеев (20:21)
Спасибо!

Ваш комментарий

Чтобы добавлять комментарии, зайдите под своим именем пользователя (логином).
Иначе - зарегистрируйтесь.


Вернуться в Форум