Форум torpedom.ru

Комментарии к сообщению #182785



1960. Год золотого дубля.
Как это было. Москва, 14 июня. Встреча с командой "Молдова" (Кишинев).
Дополнение: А.Гомес в Испании.
Далее - см. комментарии от Yiscar-а и BS.

Benedict Shwedkin, Понедельник, 14 июня 2010 00:29


Сергей Фатеев
Вторник, 15 июня 2010 10:42
Интернет-еженедельник "СЭ-Воскресенье"
12.06.2010 года
Йожеф Саси
Матрасная история
...
Наш человек в "Атлетико"

В клубном музее, расположенном на цокольном этаже "Кальдерона" как раз между салоном "Крайслера" и... стоматологической клиникой, можно найти упоминания о всех героях "Атлетико". Только вот об Аугустине Гомесе вы не найдете ничего, хотя именно он послужил причиной ареста всего руководства клуба в конце 1960 года.
Старые болельщики наверняка помнят этого прекрасного защитника, который в конце 40-х - начале 50-х годов прошлого века выступал за московское "Торпедо" и даже получил звание заслуженного мастера спорта. Но мало кто знал, что футбол - это всего лишь прикрытие для этнического баска Гомеса, который в свободное от игр время был связным Компартии Испании.
В 1956 году, воспользовавшись тем, что Франко разрешил детям республиканцев вернуться на родину, Гомес отбыл в Испанию. Еще в Стамбуле на борт его теплохода зашли представители мадридского "Реала" и предложили 33-летнему футболисту выгодный контракт. Однако больше одного матча сыграть за "сливочных" ему не удалось: фанаты "Реала" устроили человеку из красной России обструкцию, чем привлекли к нему внимание боссов "Атлетико".
Использовать "русского" как игрока матрасники побоялись, но предложили ему пост тренера-селекционера. Гомес с радостью согласился, ведь должность позволяла ему заниматься тем, ради чего его и направили, - восстанавливать подполье. Пять лет Аугустин делал вид, что ищет таланты для "Атлетико", а на самом деле руководил подпольным ЦК.
Когда охранке удалось его выследить и схватить, Франко в бешенстве приказал арестовать все руководство клуба и судить за "пособничество коммунистам". Но последнюю точку в этой истории поставил все же Гомес, организовавший свой побег прямо из штаб-квартиры франкистской охранки.
...
Полная версия - http://football.sport-express.ru/reviews/6152/
Benedict Shwedkin
Вторник, 15 июня 2010 12:41
Сергей Фатеев (10:42)
Идеализм - страшная сила.))
К сожалению, даже источники последних лет весьма противоречивы в описании жизни и деятельности А.Гомеса в Испании.
мосТовик
Вторник, 15 июня 2010 15:30
Спасибо!

Benedict Shwedkin (12:41)
это лишь доказывает неординарность его личности

Benedict Shwedkin (00:58)
Повеселила фраза "Бутылкин и Ларин продолжают пьянствовать".
Торнадо
Вторник, 15 июня 2010 16:54
Спасибо!
Добавлю кое-что (извините, если это уже было).

Из статьи Дмитрия Москаленко «Великолепная пятерка» (А. Гомес , Р.Сагасти, Х.Варела, Н. Посуэло, Х.Усаторре-Кановал):
«…В футбол он начал играть в родном городе Рентария (провинция Гипускоа), а в СССР сначала (1937-39) выступал за ДИМ (Дом испанской молодежи), а затем в клубной команде московской фабрики «Красная Роза» (1940-41). До войны Гомес жил в детском доме в подмосковной Тарасовке, неподалеку от спартаковской базы. Впрочем, за «Спартак» он так и не сыграл. Его первым серьезным клубом стал столичные «Крылья Советов», с которыми Гомес в первом послевоенном чемпионате завоевал путевку в класс сильнейших. В «крылышках» он дебютировал в высшей лиге, откуда перешел в «Торпедо».
Там он просто заблистал. Нападающие разбивались об испанца, как о скалу. Гомес стал не просто защитником и капитаном автозаводской команды, а еще и символом гордого испанского духа. Ведь нельзя сказать, что автозаводцы на рубеже 40-х-50-х блистали. При Гомесе команда лишь раз поднималась на пьедестал почета – третье место в 1953 году. Но зато дважды (1947 и 1952 годы) «Торпедо» выигрывало Кубок страны. Причем второй трофей как капитан первым получал Гомес, которому свою повязку оставил Александр Пономарев, ушедший в «Шахтер». К слову, в составе горняков Гомес ездил на товарищеские матчи (в то время в советских командах усиливаться на международные игры футболистами из других клубов было в порядке вещей) в Болгарию и Румынию в 1951 году. Так что, кое-какое отношение к украинскому футболу он тоже имеет. В списках лучших игроков сезона испанец значился пять раз: в 1948 и 1951 годах – под вторым номером, в 1949 и 1950 годах – под третьим, и в 1952 году – под первым.
Испанца единственного из торпедовцев включили в сборную СССР, которая отправилась на Олимпиаду в Финляндию. Но сыграть ему там не довелось, поскольку выбить кого-то из оборонительной тройки армейцев (сборную возглавлял тренер ЦДКА Борис Аркадьев) Нырков — Башашкин — Крижевский (последний представлял ВВС) было нереально. Впрочем, это его и спасло. Гомес был непричастен к поражению от югославов (первый матч был чудесным образом спасен с 1:5 на 5:5, а на второй не хватило сил – хотя и вели 1:0, но проиграли 1:3), а вот Аркадьеву и его команде пришлось не сладко. Поснимали не только звания, но и вообще на два года убрали клуб с футбольной карты страны. В итоге Гомес был признан лучшим на своей позиции (играл он по ситуации центрального или левого защитника) и получил звание «Заслуженный мастер спорта».
В 1954 году Гомес не сыграл ни одного матча в чемпионате страны. Нет, он не был травмирован. Дело в том. что его знали не только как футболиста. Августин был коммунистический активист (пока играл в футбол, успел получить два высших образования – в то время это было значительно сложнее, нежели сейчас) и правой рукой той самой Долорес Ибаррури. Практически весь этот год он провел в нелегальной командировке в Испании, выполняя задания антифранкисского движения. Что характерно, без своего капитана торпедовцы скатились с третьего места на девятое, лишь на 5 очков опередив вылетевший в класс «Б» харьковский «Локомотив».
Год простоя не мог не сказаться на игре защитника. Тем более, что на тот момент Гомесу перевалило за 30. И если сейчас тренеры очень любят заглядывать игрокам в паспорта, то тогда 30-летний футболист в принципе приравнивался к пенсионеру и отправлялся на заслуженный отдых. Как говорится, «молодым везде у нас дорога…»
В 34 года Гомес решил уходить, Нет, не из большого футбола. В 1956 году испанцам разрешили вернуться на родину. Поговаривают, что Августин сам выбрал следующего капитана и лично передал повязку, еще перед чемпионатом 1956 года, продолжая играть за автозаводцев. Выбор пал на 21-летнего Валентина Иванова, имя которого станет синонимом слова «Торпедо».
По окончании сезона Гомес возглавил организационную часть отправки репатриантов и сам уехал с семьей (женой Пилар, работавшей на ЗИЛе зубным врачом, и двумя детьми школьного возраста) последним эшелоном.
Прощальный ужин для одноклубников Августин сделал у партнера и соседа по подъезду Альберта Денисенко — свою квартиру он к тому времени уже сдал. Говорил, что, может быть, еще год-другой поиграет. И действительно начал играть за мадридский «Атлетико», но болельщики забросали его апельсинами. Испания генерала Франко не принимала коммунистических убеждений. Однако с футболом он не расстался. После окончания игровой карьеры тренировал команды ФК «Толоса», «Реал» из Ируна и юношескую сборную провинции Гипускоа.
Не собирался он отказываться и от своих убеждений - вел подпольную работу, был членом ЦК компартии Испании. Попадал в перипетии, его арестовывали, избивали. Потом говорили, что именно на почве побоев у него со временем образовалась опухоль мозга. Августина выгнали в Чехословакию, откуда он продолжал руководить коммунистическим движением в Испании и даже Венесуэле. Из ЧССР Гомес все же вернулся в Москву, уже больным, и умер 16 ноября 1975 года не дожив два дня до своего 53-летия.
Но все это тоже содержалось в глубокой тайне или сопровождалось дезинформацией. Когда футболист умер, в прессе появилось краткое сообщение о том, что в Испании погиб на боевом посту направленный туда для подпольной работы коммунист Гомес». http://dn-football.okis.ru/statja_63_Dnepr_Vishka.html

* * *

Режиссер Альгис Арлаускас по заказу телевидения Страны Басков снял 10 серий фильма о судьбе испанских детей в СССР. «Отдельный фильм Альгис посвятил Августино Гомесу. Уникальная личность, великий футболист, капитан «Торпедо», член олимпийской сборной СССР. Титулованный и обласканный советской властью, он, тем не менее, тайно вернулся в Испанию, работал там в подполье. Его схватили, бросили в тюрьму, пытали, он бежал. Переодетый, в парике пересек границу». http://svpressa.ru/culture/article/14910/
Benedict Shwedkin
Вторник, 15 июня 2010 18:58
мосТовик (15:30)
Трудно сказать, помогло ли членство в Коминтерне и знакомство с Д.Ибарурри полному раскрытию личности А.Гомеса, или наоборот ограничило. Ситуация в испанской компартии в конце 40-х - начале 50-х была далеко не идеальной. Но жизнь, скорее всего, укоротило. Хотя почти до середины 50-х годов биография А.Гомеса складывалась относительно благополучно по сравнению со многими другими испанскими детьми. Однако, не представляет сомнения, что жизненный путь в послефутбольный период он выбирал сам, в соответствии со своими взглядами. И наверное, никогда не жалел о своем выборе.

Бутылкин. Куда же с такой фамилией...))"Как лодку назовешь, так она и поплывет".)) Вообще-то нарушения спортивного режима были проблемой практически для всех команд в то время, не избежало их и "Торпедо". В газете "Советский спорт" за 1959г. был помещен большой материал, содержащий мнения работников ЗИЛа о своей футбольной команде, включая нелицеприятные претензии к ряду игроков в т.ч. и по этому вопросу.

Ваш комментарий

Страница:  1 2
Чтобы добавлять комментарии, зайдите под своим именем пользователя (логином).
Иначе - зарегистрируйтесь.


Вернуться в Форум