Форум torpedom.ruКомментарии к сообщению #209260ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ДОВОЕННАЯ ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО «ТОРПЕДО» В сентябре 1991 года в газете «Торпедо» №9 (17) был опубликован очерк о торпедовце Вячеславе Николаевиче Орлове. Газетные рамки тогда не вместили полного рассказа ветерана, и сейчас, пока не поздно, автор материала Юрий Кошель восстановил по старым записям то, что говорил его знаменитый собеседник. Вашему вниманию без литературной обработки предлагается не вошедшее в ту публикацию. Для тех же, кто не читал старый газетный очерк, приводим его фотокопию http://images.vfl.ru/ii/1540336692/4354aa33/23918565.jpg Далее – в комментариях.
РАССКАЗЫВАЕТ ВЯЧЕСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ ОРЛОВ
«Пролетарская Кузница» - это сборная команда трех заводов: «Динамо», «Парострой» и конечно АМО – т.е. Клуб Пролетарского района. В 1930 году возобладал производственный принцип комплектования команд, и вот тогда наша команда (АМО – ЗиС) стала в первенстве Москвы выступать как самостоятельная единица. Где сейчас вход в метро на станции «Аэропорт», тогда был стадион «Пролетарской Кузницы». Потом он отошел к заводу «Динамо». В 1926 году на первенстве Тверской губернии по прыжкам в высоту я взял 2-е место (160 см). В 1927 году активно занялся легкой атлетикой. Занял 3-е место в первенстве ОППВ. В 1928 году на Первой Спартакиаде на стадионе «Пищевики им. Томского» и в Сокольниках на стадионе «ОППВ» прыгал в высоту и разделил третье место среди нескольких человек. У меня и спринт хорошо пошел. В стометровке – 11,9 – 11,8 – 11,1 – и наконец, 10,9. Акробатика нравилась. Сажусь на стул и завожу ноги за спину над головой. Но футбол для меня был всего главнее. В Вышнем Волочке, где моя родина и где я начинал, на стадионе финн работал, так он, оценивая мою фигуру, произносил с акцентом: «Атлёт». Главный руководитель РДПК – Зайцевский Иван Иванович. В каком-то очень важном для нас матче РДПК играл в Орехово-Зуево и после первого тайма проигрывал по всем статьям 0:4. Зайцевский, не в силах смотреть на такой позор, ушел в раздевалку, где в одиночестве ждал окончания матча. А когда возбужденные и радостные футболисты ввалились в раздевалку и объявили ему, что победили 5:4, он никак не мог поверить. Считал, что его разыгрывают. Но РДПК действительно переломил ход матча и победил. Это был апофеоз победы спортивного духа над физической усталостью! По дороге домой Зайцевский светился от счастья. Черно-белые цвета «Торпедо» - это моя находка. И гетры черные, но чтоб обязательно с двумя белыми полосками. Уже позже, во Франции в магазине, мы увидели именно такую форму, купили и привезли домой. Играли в ней в 1938-1939 годах и немножко в 1940 году, пока не истрепалась. Я был помощником директора стадиона ЗиС, что напротив ЦПКО им. Горького (в народе этот стадион называли «Выставка»). Зарплата 250 руб, но есть еще и доплата – целых 300 за счет прибыли стадиона. Я - холостой, так что жить можно. На стадионе мне все нравилось, я и жил там, нашел себе комнатку. У нас 24 теннисных корта, здесь любил тренироваться Николай Озеров, а также захаживал знаменитый артист Игорь Ильинский. Зимой лед заливали прямо-таки идеальный. Заливал настоящий мастер своего дела, как мы его звали «дядя Яша» Фурсов. Именно у нас впервые в Москве лед стали очищать от снега машинами. Помню, что наша снегоуборочная бригада обслуживала и стадион «Динамо» в Петровском парке. Все футболисты автозавода до 1936 года были чистыми любителями в сегодняшнем смысле этого слова. Доплачивали только четверым, а вот подкармливали всех, т.е. мы получали бесплатно талоны на питание в столовой. Когда по календарю играли на стадионе «Динамо», мы все радовались заранее еще перед игрой: бутерброды там – во какие! Любили ездить и в Болшево. Там сильная организация и кормили гостей хорошо. Помню, после какой-то игры болшевец Иван Осьминкин мне: «Ну что, Славка, пойдем, пожрем». С 1936 года футболисты стали получать приличные деньги. По штатному расписанию десять человек – по 1200 рублей, два человека по 1000, остальные по 800. Еще ЦК профсоюза РАТАП доплачивал нам по 100 рублей, к тому же за выигрыш в календарных матчах давали премию. Так что получалось очень неплохо, только играй. Сразу купил себе в комиссионке бостоновый костюм за 400 руб. Сборы проводили на базе Васькино (г. Чехов), был там заводской совхоз. Кормили бесплатно, много и вкусно! В 1937 году в команде стала хромать дисциплина, выпивать стали. В игре азарт пропал. Тренером у нас Бухтеев С.В. был – человек большой культуры, из интеллигентной семьи, жена - артистка ГАБТа. В 1936 и 1937 годах помощником тренера был известный московский футболист Троицкий С.Е. В 1939 году для семейных футболистов Бухтеев снял дачу в Валентиновке, по Северной ж.д. Начало каждого года (январь, февраль) команда проводила то в зале при заводском техникуме, то в зале завода «Серп и Молот», где тренировались, готовясь к сезону. В игре в борьбе за мяч я был неуступчив, всегда играл изо всех молодых сил. И хотя здоровье было, за игру, намаявшись, уставал. Поэтому, добравшись до койки, засыпал мгновенно. Вообще, со сном никогда проблем не было. Нельзя не сказать о решающей роли в жизни «Торпедо» директора завода Ивана Алексеевича Лихачева. Вот это был действительно руководитель. Государственного масштаба человек! Несмотря на постоянную занятость умудрялся еще уделять внимание физкультурной жизни огромного завода. Ввел правило: председатель физкультурного комитета обязательно должен присутствовать на планерке директора ЗиСа. Он говорил, что после победного матча на следующий день производительность труда вырастает на 8-10 %. Его крылатая фраза: «Хороший оркестр – хороший полк, хорошая команда – хороший завод!». Так Лихачев убеждал нас, что мы не просто гоняем мячик, а помогаем заводу выполнять государственный план. Уже во время войны, когда немцы подступили к Москве, 16 октября по указанию Лихачева футболистов с семьями эвакуировали в Шадринск. Выделили для нас вагон от электрички – и вперед. Добирались через Ульяновск полтора месяца. Организовали в Шадринске карбюраторный завод, директором был Пучков Леонид Константинович. Там Георгий Жарков, Александр Пономарев и я работали на сборке мотоциклов, причем по-настоящему, наравне со всеми. К весне следующего года футболистов возвратили в Москву. В 1938 году состоялась памятная поездка во Францию. Огромное событие! Всех вызывали в ЦК ВКП(б), где наставляли как себя вести за границей. Чтоб выглядели достойно и не разномастно, нам выдали по три тысячи рублей и пропуска в ГУМ. В подвалах этого магазина каждый подобрал себе все необходимое: плащ, костюм, рубашку, ботинки, шляпу – обязательный ассортимент. По тогдашней моде у пиджака плечи были с ватой, но когда мы во Франции шли группой, на нас все оборачивались, потому что у них эта мода уже прошла. Раз зашла речь о деньгах, добавлю, что нас и во Франции продолжали баловать: каждый получил по три тысячи франков на расходы. Очень серьезные деньги. Например, столько же стоил автомобиль марки «Пежо». Поэтому каждый из нашей делегации домой привез нужные подарки всей семье, ведь в то время в СССР было неважно с товарами повседневного спроса. Матчи во Франции я бы не назвал очень тяжелыми. Вот в Марселе мы обыграли со счетом 14:0 (!) прекрасную испанскую команду. А счет такой разгромный – потому что пока они добирались сюда на автобусе, их обстреляли (в Испании шла гражданская война), двоих подстрелили, футболисты провели сутки без сна и без отдыха – и сразу на поле. Трибуны приветствовали их как героев. Во время матча мой визави останавливался, тяжело дыша, и жестами показывал, что уже задыхается и не может бежать. В этой поездке наша команда была усилена несколькими игроками других клубов - обычная практика тех лет. Так вот, расскажу об одном из них – это Григорий Федотов, подлинная звезда советского футбола. Играл он у нас блестяще, и это несмотря на незнакомый ему коллектив. В одном из матчей он забил гол, который потряс меня, всех торпедовцев и, уверен, зрителей. Мяч, поданный с фланга, летел на чересчур большой высоте, принять такой вроде бы невозможно. Все - и наши и соперники - расслабились, как вдруг Федотов взмыл в воздух спиной к воротам и своей огромной бутсой (у него размер то ли 46-й был, то ли 47-й) ловит мяч в такой точке, где и головой допрыгнуть невозможно. И - бац! - по мячу ударом через себя… Гол! По-моему, вратарь вообще не понял, откуда у него в сетке появился мяч. Такого фокуса я в своей жизни больше не видел. После окончания игры, когда покидали поле, небольшая толпа зрителей выбежала нам навстречу. Мы и испугаться не успели, как нашего Федотова подхватили, подняли на руки и под восторженные крики трибун понесли в раздевалку. Высшая мера признания мастера! С Вячеславом Николаевичем беседовал Юрий КОШЕЛЬ От автора: - К моему глубокому огорчению непродолжительный период нашего знакомства прервался по моей вине. И когда я через много месяцев стал звонить по телефону, трубку никто не снимал. На одном из матчей, увидев Антонина Сочнева, обратился к нему и тогда-то узнал, что больше нет Вячеслава Николаевича… Попытки отыскать могилу Орлова к результату не привели. А вдруг кто-нибудь поможет?
ЗЫ. Когда я переносил присланный мне автором текст, обратил, конечно, внимание на станцию "Аэропорт". Думаю, это либо оговорка Орлова, либо опечатка автора расшифровки. Должно быть "Автозаводская".
Спасибо!
Ваш комментарийЧтобы добавлять комментарии, зайдите под своим именем пользователя (логином).Иначе - зарегистрируйтесь. ← Вернуться в Форум |