Форум torpedom.ru

Комментарии к сообщению #50290



Чтобы отвлечься от тягостных раздумий, выкладываю отчет о поездке к Виктору Семеновичу Марьенко (с его любезного разрешения).

ВЕЛИКИЙ

11 января 2002 года, в день, как оказалось совсем скоро, трагический для всех торпедовцев, мы втроем на машине тронулись ранним утром в гости к Виктору Семеновичу Марьенко. День начинался неплохо, смущал несколько мороз в -20, который по мере приближения к цели поездки все нарастал и составил в селе Новотроицком Ярославской области -30. Дорога оказалась не такой уж плохой, почти до самого дома проезжая часть была в приемлемом состоянии, а последние сто метров даже были расчищены бульдозером. Единственным неприятным моментом пути были в последние 30 км "русские горки" узкой ленты дороги, когда, подымаяь и опускаясь, они существенно сужали поле обзора для водителя. Мы видели две довольно сильные аварии, скорее всего после встречных столкновений автомобилей.

Сама дорога заняла около 2,5 часов, найти дом по описанию не составило большого труда. Судя по дымку, нас там уже ждали. Виктор Семенович, несмотря на мороз, вышел встретить гостей.


Для справки: Марьенко В.С. - один из трех тренеров московского Торпедо, приводивших нашу команду к золотым медалям (наряду с Масловым и Ивановым). Сам родом с Донбасса, в 1950-ые играл у Маслова и Бескова в Торпедо защитника и полузащитника, а в 1963 году после "ухода" Деда (Маслова) из команды принял ее из рук Морозова, не сумевшего выправить курс команды. Того Морозова, который спустя 3 года выиграл бронзу со сборной в Англии-66.

А было тогда Марьенко всего лишь 34 года! После завершения игроцкой карьеры в Торпедо доигрывал в донецком Шахтере и харьковском Авангарде. После тренерской отставки с поста главного в Торпедо руководил командами Шинник, Факел, Уралмаш, Локомотив. Но по собственному признанию в душе всегда оставался и до сих пор остается торпедовцем. Отставки были в большинстве своем связаны с его ершистостью и принципиальностью.

Послужной список в Торпедо: серебро в 1957 году в качестве игрока, серебро в 1964 и золото в 1965 году в качестве главного тренера (в 36 лет!). Конечно, так счастливо совпало, что встретились великий Стрельцов, вернувшийся в это время в футбол, и великий тренер Марьенко, но несомненно, роль тренера в командном успехе не может быть переоценена.

Все три часа (мы хотели выехать обратно засветло) общения с Виктором Семеновичем прошли на одном дыхании,это остроумный и словоохотливый человек. К сожалению, профессионального журналиста с нами не было, магнитофонной записи мы не вели, поэтому привожу свои личные впечатления и интересные факты, которые могут приоткрыть исторический занавес и поведать нам кое-что из той эпохи, когда Торпедо было великой командой, а на его матчи собирались десятки тысяч болельщиков. Это было время, когда вокруг команды витала некая аура избранности, незаурядных, артистических личностей, но и драмы человеческих судеб и всей команды.

Начался наш разговор с вручения подарков к Старому Новому году от болельщиков Торпедо (еще раз передаю слова благодарности от самого Виктора Семеновича и организаторов поездки). Надо было видеть его глаза, когда мы повязали ему на шею торпедовский шарф, подарили вымпел клуба, кружку и другие сувениры, зачитали поздравительную открытку от Совета болельщиков, передали денежную сумму, собранную от преданных болельщиков, имена которых я уже публиковал на сайте ранее. Рад был Виктор Семенович и свежей спортивной прессе.

Первым же его вопросом было: "Ну когда же все-таки начнется возрождение Торпедо, когда произойдет объединение двух клубов, когда все, для кого Торпедо не пустой звук, объединяться и смогут сделать что-то для родной команды. Кто их объединит и поведет за собой? Ну сколько можно?" И по его виду я понял, что тренеру-чемпиону нужно быть востребованным, нужно, чтобы его позвали, пригласили, а уж он ради святой идеи своих ветеранских сил не пожалеет! И возвращались мы к этой теме не раз и не два.

Надо отметить, что живет Виктор Семенович со своей женой в деревне весь год, хотя в Москве у него есть квартира. Но для здоровья и покоя предпочитает обитать в простых условиях поближе к природе. Думаю, что немаловажным в выборе места проживания было и то, что в Москве его опыт и любовь к Торпедо не были востребованы в должной мере. От ФК "Шинник" много лет назад ему выделили участок земли, на котором он поначалу не хотел ставить серьезного дома и поэтому строение носит налет дачного стиля. Однако потом они с женой привыкли, а в Москве замучил чад, и осели на земле ярославской.

Далее привожу свои несколько сумбурные воспоминания о нашем разговоре. Чтобы хоть как-то связать эти воспоминания буду опираться на оценки маэстро (на самом деле это слово совсем не подходит к нему - настолько он прост в общении,но одновременно захватывает собеседника целиком и невольно поддаешься обаянию масштабной личности), данные отдельным личностям и событиям.

Как я уже писал, назначили Виктора Семеновича Марьенко главным в конце 1963 года. Команда после ухода Маслова не давала повода для оптимизма, плелась в хвосте таблицы, да и уход ведущих игроков сыграл свою роль. Тренировал на тот момент команду Николай Морозов, который то ли решил подставить в непростой ситуации молодого тренера, то ли поверил в него, но рекомендовал на свое место.

Марьенко начал набирать новых игроков, привел в порядок стариков и игра пошла. Уже в 1964 года, еще без Стрельцова, Торпедо лидировало за два тура до конца, но в матче с Киевом Иванов не забивает пенальти и на финише мы вровень с тбилисцами. Что было в золотом матче все торпедовские болельщики знают. Выход вместо Кавазашвили в ворота дублера и неожиданные 1:4 (основное время 1:1, травма Иванова).

Вот, что добавил к этой сухой информации Виктор Семенович.

"Кавазашвили не вышел потому, что вокруг него создали такую нездоровую обстановку его земляки, что он просто был не в состоянии играть надежно. Например, когда мы играли с тбилисцами в рамках регулярного чемпионата, ему постоянно кричали и до матча, и во время, что пока он будет играть, с его женой будет развлекаться кто-то другой. Словом, прессинг был страшный. А Кавазашвили, как всякий грузин, реагировл довольно бурно. Словом, в Ташкенте он помочь команде не смог."

"Как мне сказал после проигранного золотого матча второй тренер Динамо Гогоберидзе, не расстраивайся, матч был куплен еще месяц назад, когда стало ясно, что у тбилисцев впервые появился шанс побороться за золото. Вы еще будете чемпионами много раз, а для нас это шанс."

В качестве шутки, характеризующей Шустикова:"При счете 1:1 или 1:2 над ташкентским стадионом пролетал самолет, и Виктор Шустиков засмотрелся на него. В итоге нам забивают гол." И т.д.,и т.п.

(продолжение следует).



О. из Я., Воскресенье, 2 февраля 2003 14:00


Ваш комментарий

Чтобы добавлять комментарии, зайдите под своим именем пользователя (логином).
Иначе - зарегистрируйтесь.


Вернуться в Форум