Форум torpedom.ru

Комментарии к сообщению #54010



!ОФФТОП!

(Ultras News №7, 1998 г.)

============================================================

"Конец классической культуры боления" - под таким заголовком немецкий журнал "Шпигель" публикует интервью с социологом, исследователем феномена болельщицкой культуры, преподавателем Института спортивных наук Ганноверского университета 53-летним Гюнтером ПИЛЬЦЕМ. Основные темы беседы - рождение новой футбольной публики и достоверность образа профессиональных игроков. Популярнейший вид спорта находится сейчас на перепутье, а футбольные фаны в скором времени уступят места на трибунах более респектабельной публике.

Выводы Гюнтера Пильца подтверждаются результатами исследования, проведенного
английской газетой "Санди таймс". Неимоверный рост цен на билеты на футбол приводит
к тому, что многим болельщикам из среднего класса уже сегодня приходится отказываться
от удовольствия посещать матчи любимой команды.


- Гepp Пильц, чемпионат мира во Франции стал рекордным коммерческим спектаклем. Телевидение и спонсоры оккупировали спорт. Какую роль при этом еще играет болельщик?


- Абсолютно никакой. Да и болельщиков - в традиционном понимании этого слова
- на стадионах остается все меньше. Львиная доля мест на стадионах отводится
для ВИП, представителей спонсоров и их гостей.


- Это новая футбольная публика?


- Популярнейший вид спорта сейчас находится на перепутье. Куда он пойдет дальше,
можно судить не только по прошедшему первенству мира. Мы стоим у заката классической
культуры боления. Будущая футбольная _пу6лика будет очень походить на нынешнюю
теннисную.


- Но тогда на стадионы будет скучновато ходить.


- Английские клубы уже сегодня вынуждены бороться именно с этой опасностью.
Они пытаются пойти против течения и требуют, как и Немецкий футбольный союз,
сохранить пространство для традиционной культуры боления, то есть стоячие места.
Но УЕФА и ФИФА неумолимы в своем стремлении оборудовать все без исключения трибуны
креслами. Избрание Йозефа Блаттера президентом Международной федерации футбола
еще больше ужесточает эту линию. Ведь он - типичный проводник идеи тотальной
коммерциализации футбола, он смотрит на футбольного фана лишь как на поставщика
денег, не имеющего никаких особых прав.


- Однако футбол всегда считался спортом маленького человека. Что же происходит сейчас?


- У болельщиков возникли серьезные проблемы с идентификацией. Игроки все больше
превращаются в удаленных от простого человека звезд. Их образ жизни - шикарные
автомобили, дорогие дома, миллионы в банке - все больше отдаляет их от болельщиков.
Верность клубу - определяющий признак для фана - больше неприменим к этим деловым
людям, которые играют исключительно там, где больше платят.


- Но ведь профессионалы уже давно выбирают работодателей прежде всего по финансовым мотивам. Еще 25 лет назад, казалось, прочно укоренившийся в Мёнхенгладбахе Гюнтер Нетцер из-за денег перебрался в мадридский "Реал", вызвав громкое неудовольствие болельщиков.


- Футболисты, подобные Нетцеру, все же нечасто меняли клубы, вырастая в региональных
кумиров. Теперь же игроки переходят из команды в команду каждые два года. Это
обстоятельство прямо сигнализирует фану о том, что речь идет лишь о максимизации
прибыли, но отнюдь не о приверженности любимому клубу. А если к тому же происходят
вещи, аналогичные тем, что имели место в Штутгарте, где пользовавшийся любовью
болельщиков тренер Йоахим Лёв встречал почти неизменно холодный прием хозяев
клуба и в конце концов был уволен, у фанов формируется стойкое убеждение, что
их мнение совершенно ничего не стоит.


- Процесс, кажется, зашел уже слишком далеко. На стадионах бундеслиги нового поколения действует принцип: ложи для ВИП вместо стоячих мест, омары вместо жареной колбаски к пиву.


- Это путь к замене классической футбольной публики новой, более обеспеченной.
В будущем речь пойдет не о том, чтобы завлечь фанов на стадионы, но о том, чтобы
зазвать побольше клиентов в парк спортивных и неспортивных развлечений. После
того как посетители заплатят за вход, они должны прежде всего получить возможность
совершить покупки на стадионе и хорошо, изысканно откушать. Игра в футбол уже
не будет непременно находиться в центре внимания новой публики. В ложах бременского
"Вердера" уже сегодня, если игра не нравится, можно найти иные развлечения -
например, посмотреть телевизор.


- Не подвергают ли тем самым клубы из-за потери сформировавшихся фан-груп, опасности саму харизму футбола как увлекательнейшей игры?


- Чем сильнее клубы попадают в сети спонсоров, тем дальше они отделяются от
культуры спорта. Ведь деловые люди не инвестируют в традиции или социальную
ценность дортмундской "Боруссии" - они просто хотят получить обратно вдвое-втрое
больше того, что они затратили. Таким образом, клубы утрачивают свою социальную
роль, особенно в работе с молодежью. У футбола отбирается его социально-гигиеническая
функция.


- Но "Кока-кола" - один из основных спонсоров чемпионата мира - неутомимо и бодро рекламирует в своих роликах, как это замечательно - быть фаном...


- Если дела и дальше пойдут так, как идут сейчас, спонсоры просто будут вынуждены
создавать себе группы клакеров, которые станут инсценировать удовольствие от
предлагаемого к продаже продукта - футбола.


- Мюнхенская "Бавария" поддерживает фанов, которые создают на стадионах соответствующую атмосферу. Клуб помогает им во время выездных матчей и обеспечивает свободными билетами.


- Конечно, клубы будут пытаться сохранить определенное число "настоящих фанов",
но тем самым лишь преследуя свои деловые интересы. Ибо есть немало зрителей,
приходящих на стадионы только потому, что они находят нечто сладострастное в
том, что рядом с ними фаны жгут бенгальские огни и запускают петарды, или же
время от времени на трибунах возникают беспорядки. Но это, пожалуйста, обеспечьте
нам за надежной решеткой - как в зоопарке.


Бинокль, Четверг, 13 марта 2003 11:10


Ваш комментарий

Чтобы добавлять комментарии, зайдите под своим именем пользователя (логином).
Иначе - зарегистрируйтесь.


Вернуться в Форум