Форум torpedom.ruКомментарии к сообщению #54010!ОФФТОП! (Ultras News №7, 1998 г.) ============================================================ "Конец классической культуры боления" - под таким заголовком немецкий журнал "Шпигель" публикует интервью с социологом, исследователем феномена болельщицкой культуры, преподавателем Института спортивных наук Ганноверского университета 53-летним Гюнтером ПИЛЬЦЕМ. Основные темы беседы - рождение новой футбольной публики и достоверность образа профессиональных игроков. Популярнейший вид спорта находится сейчас на перепутье, а футбольные фаны в скором времени уступят места на трибунах более респектабельной публике. Выводы Гюнтера Пильца подтверждаются результатами исследования, проведенного английской газетой "Санди таймс". Неимоверный рост цен на билеты на футбол приводит к тому, что многим болельщикам из среднего класса уже сегодня приходится отказываться от удовольствия посещать матчи любимой команды. - Гepp Пильц, чемпионат мира во Франции стал рекордным коммерческим спектаклем. Телевидение и спонсоры оккупировали спорт. Какую роль при этом еще играет болельщик? - Абсолютно никакой. Да и болельщиков - в традиционном понимании этого слова - на стадионах остается все меньше. Львиная доля мест на стадионах отводится для ВИП, представителей спонсоров и их гостей. - Это новая футбольная публика? - Популярнейший вид спорта сейчас находится на перепутье. Куда он пойдет дальше, можно судить не только по прошедшему первенству мира. Мы стоим у заката классической культуры боления. Будущая футбольная _пу6лика будет очень походить на нынешнюю теннисную. - Но тогда на стадионы будет скучновато ходить. - Английские клубы уже сегодня вынуждены бороться именно с этой опасностью. Они пытаются пойти против течения и требуют, как и Немецкий футбольный союз, сохранить пространство для традиционной культуры боления, то есть стоячие места. Но УЕФА и ФИФА неумолимы в своем стремлении оборудовать все без исключения трибуны креслами. Избрание Йозефа Блаттера президентом Международной федерации футбола еще больше ужесточает эту линию. Ведь он - типичный проводник идеи тотальной коммерциализации футбола, он смотрит на футбольного фана лишь как на поставщика денег, не имеющего никаких особых прав. - Однако футбол всегда считался спортом маленького человека. Что же происходит сейчас? - У болельщиков возникли серьезные проблемы с идентификацией. Игроки все больше превращаются в удаленных от простого человека звезд. Их образ жизни - шикарные автомобили, дорогие дома, миллионы в банке - все больше отдаляет их от болельщиков. Верность клубу - определяющий признак для фана - больше неприменим к этим деловым людям, которые играют исключительно там, где больше платят. - Но ведь профессионалы уже давно выбирают работодателей прежде всего по финансовым мотивам. Еще 25 лет назад, казалось, прочно укоренившийся в Мёнхенгладбахе Гюнтер Нетцер из-за денег перебрался в мадридский "Реал", вызвав громкое неудовольствие болельщиков. - Футболисты, подобные Нетцеру, все же нечасто меняли клубы, вырастая в региональных кумиров. Теперь же игроки переходят из команды в команду каждые два года. Это обстоятельство прямо сигнализирует фану о том, что речь идет лишь о максимизации прибыли, но отнюдь не о приверженности любимому клубу. А если к тому же происходят вещи, аналогичные тем, что имели место в Штутгарте, где пользовавшийся любовью болельщиков тренер Йоахим Лёв встречал почти неизменно холодный прием хозяев клуба и в конце концов был уволен, у фанов формируется стойкое убеждение, что их мнение совершенно ничего не стоит. - Процесс, кажется, зашел уже слишком далеко. На стадионах бундеслиги нового поколения действует принцип: ложи для ВИП вместо стоячих мест, омары вместо жареной колбаски к пиву. - Это путь к замене классической футбольной публики новой, более обеспеченной. В будущем речь пойдет не о том, чтобы завлечь фанов на стадионы, но о том, чтобы зазвать побольше клиентов в парк спортивных и неспортивных развлечений. После того как посетители заплатят за вход, они должны прежде всего получить возможность совершить покупки на стадионе и хорошо, изысканно откушать. Игра в футбол уже не будет непременно находиться в центре внимания новой публики. В ложах бременского "Вердера" уже сегодня, если игра не нравится, можно найти иные развлечения - например, посмотреть телевизор. - Не подвергают ли тем самым клубы из-за потери сформировавшихся фан-груп, опасности саму харизму футбола как увлекательнейшей игры? - Чем сильнее клубы попадают в сети спонсоров, тем дальше они отделяются от культуры спорта. Ведь деловые люди не инвестируют в традиции или социальную ценность дортмундской "Боруссии" - они просто хотят получить обратно вдвое-втрое больше того, что они затратили. Таким образом, клубы утрачивают свою социальную роль, особенно в работе с молодежью. У футбола отбирается его социально-гигиеническая функция. - Но "Кока-кола" - один из основных спонсоров чемпионата мира - неутомимо и бодро рекламирует в своих роликах, как это замечательно - быть фаном... - Если дела и дальше пойдут так, как идут сейчас, спонсоры просто будут вынуждены создавать себе группы клакеров, которые станут инсценировать удовольствие от предлагаемого к продаже продукта - футбола. - Мюнхенская "Бавария" поддерживает фанов, которые создают на стадионах соответствующую атмосферу. Клуб помогает им во время выездных матчей и обеспечивает свободными билетами. - Конечно, клубы будут пытаться сохранить определенное число "настоящих фанов", но тем самым лишь преследуя свои деловые интересы. Ибо есть немало зрителей, приходящих на стадионы только потому, что они находят нечто сладострастное в том, что рядом с ними фаны жгут бенгальские огни и запускают петарды, или же время от времени на трибунах возникают беспорядки. Но это, пожалуйста, обеспечьте нам за надежной решеткой - как в зоопарке. |
Ваш комментарий
Чтобы добавлять комментарии, зайдите под своим именем пользователя (логином).Иначе - зарегистрируйтесь.
← Вернуться в Форум