Форум torpedom.ru

Комментарии к сообщению #54311



www.nevasport.ru/articles.php?id=1470
15 марта 2003, 00:56

Последний шанс

Сегодня начнется чемпионат России по футболу. Он наконец может стать популярным зрелищем.

По прикидкам экспертов, в межсезонье клубы российской премьер-лиги потратили на покупку новых игроков порядка 30 миллионов долларов. Это не просто рекорд. Это то, что в экономике называется инвестиционным бумом. Однако в российском футболе по-прежнему слишком мало экономики. Хорошее футбольное зрелище делают не только игроки, но и зрители. И так же, как в новых, классных игроках, наш чемпионат нуждается в новом зрителе.

Примерно раз в два года, обычно после того как наша сборная что-то шумно продувает, важные хозяева больших телевизионных студий устраивают футбольные слушания. Попытка под прицелом камер всем скопом обнаружить сложную истину сама по себе довольно сомнительна, однако в ряду других подобных попыток ответы на вопросы "что делать?" и "кто виноват?" по поводу очередного разгрома русских на футбольном поле выглядят особенно бестолковыми. Искренние ораторы пытаются установить прямые связи между уровнем жизни в городе Кострома и слабой реализацией голевых моментов форвардом Счастливых, позавчерашней потасовкой в Госдуме и вчерашней роковой ошибкой защитника Мовтуна. Беда подобного метода (назовем его политэкономическим) в том, что между ногой Мовтуна и клюкой костромской пенсионерки не проведешь прямую. Футболом правят куда более прихотливые связи: в финале последнего чемпионата мира играли Германия и Бразилия -- два мира, два Шапиро.

Но есть футбол и футбол. Футбол сборных и футбол клубов, теперь уже можно говорить -- футбол наднациональный, коммерческий. К нему-то как раз можно подходить с политэкономической линейкой. Даже нужно.

Бразильская лига беднее французской, и в том, что французские футболисты уезжают играть в более бедную Испанию или Италию, нет никакой странности. Сила лиги -- это произведение покупательной способности граждан страны и их страсти к футболу. В Испании и Италии футбол любят погорячее, чем во Франции. Но русские в устройстве своей лиги поистине непостижимы. Линейка Адама Смита никуда не годится. У нас особенная стать, свое произведение, универсальные формулы не работают.

Покупательный индекс среднестатистического гражданина РФ, как известно, не очень высок. Но главное, что этот русский мидл готов тратить свой скромный индекс на все что угодно -- только не на российский футбол. Лучше сходить в долби-кино, на Петросяна или, наконец, поужинать в ресторанчике под итальянский, испанский и английский футбол.

Собственно, самое важное, что случилось с нашим футболом в прошлом году, -- это не беспомощность сборной в Японии и не позор "Спартака" в Лиге чемпионов. А то, что весь этот бесконечный международный стыд и срам, годы унылой возни в национальном чемпионате подготовили тысячи людей к эмиграции. Отечество не выбирают? Сегодня это звучит как минимум спорно. Но пусть будет так. Но с тем, что в эпоху телевидения футбол продают, как автомобили, никак не поспоришь. Болельщик -- тот же покупатель. Довольно странно истязать себя зрелищем "Торпедо-ЗИЛ" -- "Ростсельмаш", когда на соседнем экране мелькают звезды "МЮ" и "Арсенала". Довольно странно осуждать человека за то, что он предпочел "Мерседес" "Жигулям". Тем более в России -- стране, недавно пришедшей к триумфальной победе консьюмеризма и отчаянно эту победу празднующей.

Каждую субботу и воскресенье в московских ресторанах и барах собирается несколько тысяч мужчин и женщин, которые обсуждают новую прическу Бекхэма, бранятся на сэра Алекса Фергюсона за то, что тот опять не поставил в состав Верона, и спорят до хрипоты о том, нужен ли "Реалу" Роналдо. В этих барах и ресторанах много телевизоров, и тот, что показывает российский чемпионат, всегда стоит в углу. Всем, что было в нашем футболе последние 10 лет, российский болельщик благополучно подготовлен к эмиграции. Немного грустно, но не трагично. Живет же круглый год Норвегия страстями английской премьер-лиги, и ничего себе живет.

Однако нынешним межсезоньем вдруг случился российский футбольный бум. Это слово не объясняет ситуацию, но точно ее описывает. Вернее, не слово, а звук. "Бум" -- что-то тяжелое свалилось сверху. Это -- деньги. Хорошие деньги. Таких денег никогда не будет в норвежском футболе и в великом футбольном Королевстве Нидерландов -- теперь так не тратятся. Не забив ни одного важного гола в важном матче, не обыграв Голландию или даже Норвегию, Россия наконец добилась того, чего страстно желала все эти годы, -- стала частью Большой Европы. И вот уже Чехия поворачивается к Западу спиной, а к России -- сияющим лицом. Казанский "Рубин" предлагает пожилому капитану пражской "Спарты" Иржи Новотны нечто такое, от чего тот не может отказаться. В расцвете сил и таланта едет в Москву другой видный игрок "Спарты", другой Иржи -- Ярошик.

Мне довелось увидеть несколько наших команд в предсезонных спаррингах. Эти игры, как и подобает времени года, были сырыми, невнятными -- восторга нет, и все же даже сквозь эту мутную весеннюю пелену проглядывалось новое качество российского футбола. Это должен быть чемпионат другого сорта. Не английского и не итальянского, разумеется. Скорее, турецко-греческого. Что, в общем, тоже неплохо.

Откуда такая милость? Кто ниспослал на наш футбол этот золотой дождь? У каждого богатого клуба свой финансовый бог, на другого не похожий. И ответы на эти вопросы могут прозвучать как дополнительные вопрошания. А почему импрессионистов с такой силой скупали русские купцы, а не, скажем, английские? А почему 5 процентов клиентуры гостиничной системы "Ритц" составляют граждане РФ? А почему по количеству "шестисотых" "Мерседесов" Москва опережает все мировые столицы?

В общем, если коротко, дюжина мужчин (число клубов премьер-лиги с бюджетом 10 и более миллионов долларов) сильно подсела на футбол. Владелец самарских "Крыльев" сенатор Герман Ткаченко так и говорит: "Хозяин футбольного клуба -- это наркоман, которому не нужны наркотики". Российский футбольный бум -- не Божья милость, а барская блажь. Все-таки блажь, потому что слабее наркозависимости. Блажь не в стационаре лечится. Золото одно. Место в Лиге чемпионов теперь одно. А желающих чуть ли не пол-лиги. Кто-то неминуемо окажется лишним, сильно огорчится, бросит дорогую игрушку. Увы-увы, почти никто из тех, кто в России тратит деньги на футбол, не верит, что эта игрушка может делать деньги или, по крайней мере, их возвращать. Покупая новых хороших игроков для нашего чемпионата, русские капиталисты совершенно не думают о том, что новому футболу нужен новый зритель. Страстный потребитель, но не фанат.

Сегодня такой зритель есть только в двух городах -- Петербурге и Самаре. Там на стадион приходит тот самый мидл, покупая билет за самую высокую в стране цену, очевидно, готов дать больше за футбол с классными бразильцами и чехами. Хуже всего с болельщиками в Москве, представленной в премьер-лиге аж шестью командами. Беда даже не в том, что московские матчи собирают мало зрителей, а в том, что и этого "мало" лучше бы не было. В Москве футбол надежно прописан по ведомству зрелищ для бедных и убогих.

Среднестатистический московский болельщик -- классический лузер нашего времени, социальный троглодит, гопник с двадцатью рублями в кармане. Этого как раз хватает на бутылку пива и на билет. Нормальный москвич, пусть без карты "Mastercard" в кармане, но очень похожий на мужика из рекламы, что крутят в перерыве матчей Лиги чемпионов ("Его футболка -- 140 рублей", "Его кроссовки -- 1500 рублей" и т.д.), тысячу раз должен подумать, прежде чем решится пойти на игру любимого ЦСКА со "Спартаком". Он уже один раз там был и оказался зажатым между милицейской лошадью и группой коротко остриженных юных господ в болоньевых куртках. К тому же полчаса после матча он мерз на трибуне, соблюдая "порядок выхода с трибун". Слава богу, хватило ума с собой сына не брать, хотя он просился.

Собственно, советские приветственные надписи на московских стадионах пора заменять на предупредительные. Например: "Вам это надо?" Да нет вообще-то -- в гробу мы видели такой футбол.

В ситуации, когда аудитория футбольных матчей состоит из нескольких сот полицейских и нескольких тысяч их подопечных, ничего нового нет. Это все проходила Англия. И там не знали, что делать с диктатурой люмпен-пролетариата на трибунах и как продавать футбол. Пока не додумались: новый, платежеспособный зритель не придет на футбол, пока не выгонишь старую публику. А старого зрителя нужно бить по наглой роже не полицейской дубиной, а фунтом, фунтом стерлингов. И стали ломать старые помойки-стадионы и на их месте строить новые, покупать иностранных звезд и продавать футбол по новой цене. Народ ругался, но вдруг к этим новым стадионам потянулся другой народ. И второго народа оказалось гораздо больше, чем первого. Так мирным путем свершилась Великая английская буржуазная революция. Английская премьер-лига стала самым успешным, можно сказать, единственным прибыльным спортивным проектом Европы и самым сильным национальным футбольным турниром планеты Земля.

У нас нет другого выхода, как устремиться за Англией, даже отставая на сто пятьдесят лет. Начать жестокую в пиночетовско-чубайсовском стиле войну за нового болельщика. Без милости к падшим и бедным. Иначе нельзя, иначе за "бумом" последует неминуемый "бамц".

Игорь ПОРОШИН,

Известия



Бинокль, Воскресенье, 16 марта 2003 14:29


Ваш комментарий

Чтобы добавлять комментарии, зайдите под своим именем пользователя (логином).
Иначе - зарегистрируйтесь.


Вернуться в Форум