Форум torpedom.ru

Комментарии к сообщению #57043



"Парламентская газета"

25.04.2003

Личность в спорте
Леонид РЕПИН
Последний выход Воронина

Более тридцати лет назад он последний раз выходил на футбольное поле - срок более чем достаточный, чтобы из памяти стерлись следы человека. Но великих не забывают. Нет-нет и выплывет на свет либо на газетной странице, либо на телевизионном экране имя Валерия Воронина, капитана сборной Советского Союза, чемпиона страны, обладателя Кубка СССР...

Это мы помним. Но отчего-то лишь специалисты, порывшись в своих архивах, вытащат уж совсем удивительные факты из жизни Воронина: в 1962-м и 1966 годах он вместе со Львом Яшиным был включен в символическую сборную мира! В 1964 году Воронин - в десятке лучших футболистов Европы, ему и Яшину вручается "Золотой Оскар" - высшая футбольная награда! Помимо этого он играл за сборную команду УЕФА и дважды признавался лучшим футболистом СССР - в 1964-м и 1965 годах.

Более чем достаточно, чтобы имя этого спортсмена было вписано золотыми буквами в вековую историю отечественного футбола.

Как же можно забыть его... В любое время могу вызвать из памяти и увидеть его почти наяву. Он был в игре удивительно элегантен, даже грациозен, этот красавец-атлет. Высокий, гибкий, подвижный, плавный в движениях. Иногда, глядя на него, на то, как он обращался с мячом, казалось, будто он исполняет некий ритуальный танец. Танец какого-то Бога - вершителя судеб, властителя мыслей и настроения тех, кто, не отрываясь, следит с трибун за каждым его движением.

Даю слово, подобные мысли приходили мне в голову, когда священнодействовал на поле Воронин.

Блистательно игравший в защите, он в трудную минуту, как бы в мгновение ока умел переметнуться в горячую точку возле своих ворот или вдруг ворваться в штрафную площадку противника и, вытянув на себя его дрогнувшую, едва ли не паникующую защиту, выдать хитроумный голевой пас своему форварду, устремившемуся на открытое место. Но более всего, как ни странно, он восхищал меня своей игрой в центре поля, когда, приняв мяч на грудь, каким-то неуловимо мягким, по-кошачьему грациозным движением, он спускал покоренный мяч к ноге, после чего тот уже казался привязанным и к его ногам. И потом, окинув взглядом поле, он молниеносно оценивал расположение перемещавшихся фигур и распоряжался мячом так, что с трибун поневоле вырывался вздох восхищения...

Воронин появился в московском "Торпедо" в 1956 году семнадцатилетним мальчишкой - Бесков его привел, и поначалу ничем особенным себя не проявлял. Разве что был на редкость старательным: после тренировки оставался еще, чтобы поработать с мячом. Вместе с ним пришли Виктор Шустиков, Коля Маношин - и уж они-то на первых порах поярче выглядели, рассказывает прославленный наш футболист, тогдашний капитан "Торпедо" Валентин Козьмич.

Какие же талантливые были ребята! Все потом прославили советскую сборную. Глаз у Бескова и нюх - как ни у кого. Коля Маношин уже и тогда с мячом так управлялся, что всех завораживал. Иванов помнит, как Андрей Петрович Старостин, появившийся на тренировке, только на Колю и смотрел. А Иванов сказал ему: "Подождите год-два, Андрей Петрович, и лучшим из них будет Валерка Воронин".

"Вы ясновидящий, Валентин Козьмич?" - спрашиваю я.

"Нет. Но я к тому времени уже хорошо знал и понимал Воронина. Его время было совсем уже близко".

В 1962 году Воронин едет в Чили на чемпионат мира. Он один из ведущих игроков сборной страны. Великолепный удар с обеих ног, отличная игра головой, изысканное ведение мяча и остроумная игра зачинателя множества атак. Он всегда выделялся на поле. Да, верно, сам он голов, может быть, и не так много забивал, но свои пять-шесть мячей за сезон в "авоське" всегда уносил. И многие из им забитых голов у подлинных знатоков и любителей футбола навсегда врезались в память, как тот - решающий мяч, сделавший "Торпедо" чемпионом страны в 1965 году. Вся команда носила тогда на руках Воронина.

Ивановы и Воронины дружили семьями. Валерий был намного младше и тянулся к Иванову. Ходили вместе на концерты, в театры, кино. Валерий, когда женился, с гордостью знакомил Иванова со своею невестой - Валей Птицыной, красавицей, танцовщицей в ансамбле "Березка".

А жизнь у них не сложилась. Валерий то и дело на сборах, месяца по три домой не показывался. А Валя на гастролях, и их квартира, полученная от завода на "Автозаводской", первое время стояла пустая. Валерий настоял, чтобы Валя ушла из ансамбля. Вот тогда и пошло все у них радостно и хорошо, сын, дочь появились. Казалось, ничто не сможет их изломать... Но изломало.

Что-то в нем стало сбои давать: нет-нет пропустит Валера рюмку-другую. А тогда за соблюдение режима строжайше приглядывали и нарушителей нещадно карали: советский спортсмен в личной жизни и в спорте должен являть собою пример достойный. Помню, в центральную газету обратилась комсомольская организация команды "Торпедо" с призывом повлиять на Воронина, а то он что-то не слушает никого... По правде сказать, никаких особых-то грехов не числилось за Ворониным, но то письмо в газете напечатали. А вскоре за ним - как бы покаянное воронинское письмо. Якобы блудного сына приняли в лоно родной команды. Вроде бы, внял он. Исправился.

Однако, видно, все же произошло что-то потом, раз тренер Якушин отчислил Воронина со сборов в Коломне. Можно вполне понять его настроение, когда он один ехал в своей светлой "Волге" в Москву. Дорога не такая далекая, но на всякой дороге может случиться беда...

Что именно произошло, в точности никому не известно. Считается, что Воронин заснул за рулем, машину вынесло на встречную полосу и она "врубилась" в самосвал. Воронина со множественными переломами далеко выбросило из машины. Он был без сознания, но остался жив. Из состояния клинической смерти врачи его вытащили. Иванов через день приехал к нему, и застал рядом с недвижным Валерием его жену - Валю.

Видел Иванов и "Волгу" Валерия. Собственно говоря, это была не машина уже, а груда металла. Спасло Воронина то, что сиденье водителя, как показала экспертиза, было плохо закреплено. Будь оно привинчено, как полагается, Валерия бы просто размазало... Опять потянулись всякие слухи - мол, нетрезвый он ехал, потому и случилась беда. Нет, он не был пьяным в тот день. Быть может, подавленное его настроение сыграло зловещую роль.

Поправлялся он на удивление быстро. Катастрофа случилась летом 1968 года, но уже на следующий год Воронин вернулся в команду и заиграл почти по-прежнему. Почти: он стал осторожнее, и это бросалось в глаза. Он сыграл тогда несколько матчей в "Торпедо", забил даже пару мячей к неописуемой радости своих почитателей. Но Воронин был уже, конечно, не тот...

А вне игры, за пределами футбольного поля он и вовсе переменился. Его лицо, иссеченное шрамами, в сущности не утратило природной своей красоты, но это было лицо уже другого человека. Это был он и не он. Катастрофа оставила в нем глубокий, неизгладимый след. Вот тогда-то он и стал выпивать. Жена скоро ушла от него, и Воронин остался один.

Спортивная карьера Валерия быстро закончилась. Он нигде не работал и, кажется, работы даже и не искал. Спасибо, клуб "Торпедо" ему какие-то деньги платил еще... В это безумно трудное для него время Воронина поддерживали семья Бесковых, Сальников - эти люди для Валерия были и оставались кумирами. Но и они спасти его уже не могли.

В тот день, 22 мая 1984 года, его нашли рано утром бездыханным с пробитой головой, неподалеку от бань на Варшавском шоссе. Он лежал в кустах, рядом с проезжей частью дороги. Что стряслось - несчастный случай? Убийство? Определенного ответа так и нет по сегодняшний день...

А в памяти благодарных ему любителей футбола - как игры и как искусства - Валерий Воронин остался живым. Потому что невозможно забыть то, что он вытворял с мячом на зеленом газоне футбольного поля.

Во время игры сборной Европы, за которую выступал наш Воронин, со сборной Англии на трибуне "Уэмбли" в ложе почетных гостей сидела королева Великобритании. В отчетах газет о том матче подчеркивалось, что королева с особым вниманием наблюдала за игрой русского футболиста - и вряд ли это замечание репортера было предвзятым. Потому что после игры Валерия попросили подняться в ложу почетных гостей, и когда он, еще горячий и влажный от пота, остановился перед королевой, она поднялась и вручила ему приз как самому элегантному игроку матча. Она так решила.

Безусловно, королева знала толк в настоящих мужчинах.

Сергей Фатеев, Пятница, 25 апреля 2003 15:35


Ваш комментарий

Чтобы добавлять комментарии, зайдите под своим именем пользователя (логином).
Иначе - зарегистрируйтесь.


Вернуться в Форум