Форум torpedom.ru

Комментарии к сообщению #99745



Александр Панов о кочевой жизни, о плате за ошибки молодости ...

Имя Александра Панова стало для многих российских любителей футбола чуть ли не нарицательным. Форвард, громко заявивший о себе в сезоне 1999 года благодаря двум забитым мячам в ворота сборной Франции в отборочной встрече ЕВРО-2000, после этого триумфа долгое время ассоциировался только с сиюминутным успехом. Взяв высокую планку в матче с командой, на тот момент являвшейся лучшей в мире, Александр по разным причинам не смог закрепить свой успех. Поначалу казалось, что карьера Панова складывается прекрасно. Однако переход из "Зенита" во французский "Сент-Этьен", который счел трансферную сумму за нападающего (5 миллионов долларов) вполне приемлемой, обернулся для Панова горьким разочарованием. Травма, а потом и болезнь поставили крест на европейских амбициях форварда, вынудив его вернуться в Россию. Любой другой футболист, наверное, потерял бы веру в свои силы, но Панов справился с испытанием. Желание вернуться на поле и вновь получать удовольствие от игры помогло Александру вновь войти в число самых грозных форвардов страны.
- Александр, если окинуть взглядом твою карьеру, то напрашивается вывод: футбольный Бог не раз проверял тебя на прочность. Не задумывался почему?

- Наверное, мне пришлось заплатить за те ошибки, которые совершал. Жил порой не совсем осмысленно, невнимательно относился к своему здоровью: Возможно, таким образом мне "сверху" давали понять, что необходимо изменить отношение к делу, к себе и вообще пересмотреть взгляд на мир.

- Раньше в твоей игре присутствовал элемент бесшабашности, озорства. Сейчас эти качества заменили другие:

- Просто я повзрослел. Детские годы прошли, появилась мудрость, осмысленность поступков. На забитые голы стал иначе реагировать, удивлять людей теперь хочется не баловством и глупостью, а только полезными и обдуманными действиями.

- Ты - выходец из низов, паренек из пригорода Петербурга, стал примером нынешним мальчишкам, как за счет спорта можно продвинуться в жизни, стать серьезным, обеспеченным человеком. Ощущаешь ли себя в этом образцовом качестве?

- Если кто-то берет с меня пример, то это неплохо. С 13 лет я привык к кочевой жизни, постепенно в характере появились упорство, стойкость. Эти качества во многом помогли мне пройти через различные испытания. Всегда хотелось опровергнуть взгляды тренеров - поклонников высоты, длины и мощи. Ведь к маленьким игрокам всегда относятся настороженно, все хотят видеть грозных, могучих, высоченных атлетов, все сметающих на пути. А я, как противовес. В футбол можно играть, не обладая значительной антропометрией, а действуя за счет "головы".

- Ты, безусловно, обладаешь голевым чутьем. Можно как-то "регламентировать" это качество?

- Ложась перед игрой спать, я не знаю, забью завтра или нет, просто настраиваюсь на матч. Большинство голов забиваю из штрафной площади, и здесь, конечно, две составляющие - чутье и опыт. Многие ситуации ведь повторяются. В прошлом году в первом дивизионе забил 23 гола. По-моему, неплохой показатель. Похожие голевые ситуации откладываются в голове, поэтому иногда прибегаешь в нужную зону автоматически. И мяч именно туда и приходит.

- Когда форвард выполняет свою основную функцию - забивает мячи из матча в матч, насколько важен для него тренер, ведь и так все здорово?

- Тренер нужен обязательно, он неотъемлемая часть команды. Игроки, выходящие на поле, подвергаются стрессу. Почему одна и та же команда при одном тренере ничего не может сделать? Меняют наставника, и при тех же футболистах процесс начинает идти в гору. Все зависит от тренера, насколько он правильно создает микроклимат, пользуется ли уважением у игроков, когда они готовы бороться не только за себя, но и за наставника. Тренер - командир большого коллектива, ведь играем всего раз в неделю, а готовимся к этому целых шесть дней.

- Наши команды в последнее время стали больше внимания уделять тактике. А вот в игре нападающего много ли места уделяется тактическим наработкам или больше приходится действовать, полагаясь на свою инициативу, интуицию?

- Когда команда использует двух нападающих, по ходу матча форварды, естественно, меняются местами. Я, например, стараюсь "прощупать" слабое место и больше находиться в той самой зоне. А рассчитываю в основном на интуицию. Куда и когда может отскочить мяч, "знает" только она. Это и есть моя личная тактика.

- Ты выступал в первой российской лиге, во втором дивизионе китайского первенства... Были тяжелые моменты, когда ты сожалел о своем согласии играть в тех турнирах?

- Самое интересное, что ни о чем никогда не жалел. Я проживаю свою жизнь, совершаю поступки осознанно. Жалеть о принятом решении, по-моему, это слабость или оно не до конца продумано. Раз сделал шаг, надо делать и следующий. И если даже ошибся - ведь все в жизни бывает, - нужно постараться достойно выйти из ситуации.

- Многие игроки уезжали играть в Китай, но очень мало тех, кто, вернувшись оттуда, продолжил выступать на хорошем уровне. Как тебя вообще занесло в команду "Баоканг"?

- Дубль "Зенита" поехал в Китай на турнир, играли с этой командой. Я и несколько других ребят приглянулись местным тренерам, они попросили наше руководство спросить, не хочет ли кто-нибудь поиграть за китайскую команду. Согласился. Потому что в "Зените" мог рассчитывать только на дубль, к тому же армия "светила". Решил остаться на год. Условия были неплохие. Зарплата в дубле от китайской заметно отличалась. Был шанс заработать, почему бы им не воспользоваться? Также появилась возможность приобрести жизненный опыт, ведь остался один, в чужой стране, без знания языка. Самому было интересно, как смогу прожить. А самое главное - хотелось играть. Вернуться домой всегда можно, а годик "повариться" в китайском футболе - ничего страшного, полезно для общего развития. Ни с кем не советуясь, остался, и все. Через недели две позвонил и сказал родным, что задержусь на год.

Тренировки в Китае были тяжелые - по три в день. Круги "нарезали" по дорожке постоянно. Помимо "физики" там еще были своеобразные отношения тренера с местными игроками. Главный мог хороший подзатыльник кое-кому дать.

Еще на Востоке научился есть палочками, неплохо готовить, правда, китайские блюда не освоил, приобщился к самостоятельности. Все, что я сегодня умею, начиналось тогда. Теперь спокойно могу жить один, у меня будет чистота и порядок.

- Панов у многих ассоциируется с голом, забитым в ворота сборной Франции в отборочном цикле ЕВРО-2000, и многие считают тебя героем одного матча. Как ты сам к этому относишься?

- Тогда я выполнил свою работу в одном конкретном поединке. Но ведь основная задача выхода на ЕВРО-2000 не была решена. А говорить о локальном успехе смысла нет, тот поединок с Францией - ложка меда в бочке дегтя, не более. Хотя приятно было забить Бартезу: Между прочим, заряд на поединок с французами получил немного раньше, в финальном матче на Кубок России, когда удалось забить динамовцам два мяча. Не думаю, что запомнился только одним тем матчем. Если игра футболиста нравится, то за ним следят постоянно. Лично знаю болельщиков, которым известен каждый мой шаг.

- В свое время твой трансфер из "Зенита" в "Сент-Этьен" составил пять миллионов долларов. Приличная сумма даже по нынешним временам. Отъезд во французский клуб тогда казался тебе ступенью вверх, в компанию к мировым звездам или это был всего лишь очередной поворот в карьере?

- Я никогда не скрывал, что не прочь поиграть за границей, попробовать себя на другом качественном уровне. Франция - вариант замечательный. И складывалось все великолепно: за семь туров я забил один мяч. Для новичка это неплохо. Шел в правильном направлении, мне доверял тренер. Травма, к сожалению, помешала дальнейшему развитию событий. Возвращаясь к сказанному, расплатился за совершенные ошибки. Впрочем, худа без добра не бывает, стал смотреть на мир совершенно другими глазами. Это был непростой этап жизни, но пережил его спокойно, с пониманием.

- "Сент-Этьен" - клуб, где раскрылся талант Мишеля Платини. Ты почувствовал, что был одноклубником великого игрока?

- Безусловно, там помнят этого футболиста, гордятся им. Но в равной степени не забывают, что Платини, выступая именно в "Сент-Этьене", сумел стать суперигроком. Этот факт приятен для обеих сторон.

- Не все наши легионеры могут выдержать жизнь в непривычной, чужой обстановке. Ты был в команде вместе с Максимом Левицким. Это помогало или, наоборот, мешало, ведь, например, между собой вы общались по-русски, значит, меньше изучали французский?

- С одной стороны, когда есть с кем поговорить, - явный плюс. Соотечественник не может мешать. За границей не хватает общения, скучно там. Не мое это. Там все степенно, не торопясь, как в замедленной съемке. Смотрел там на себя со стороны и задавал вопрос: что я тут делаю? Наверное, лучше вернуться домой, где что-то происходит, такой легкий хаос, это мне ближе.

- Во время твоей игры за "Сент-Этьен" клуб оказался в центре паспортного скандала, накрывшего половину Европы:

- Началось все с увольнения главного тренера команды Робера Нузарэ. Он оказался человеком мстительным, заявив в СМИ, что в клубе играют футболисты с неправильно оформленными документами. Началось следствие: Во Франции в отличие от России на подобного рода информацию обращают внимание. В общем, шуму было много. Мне, кстати, при заключении контракта тоже предлагали сделать второй паспорт, но я сказал, что останусь россиянином.

- У тебя во французском клубе партнерами по атаке были Алоизио, Санчес, Алекс. Всегда ли ты выходил на поле в "основе"? И вообще как на тебе отражается наличие конкурентов?

- Во всех восьми встречах выходил в основе. С конкуренцией сложнее. Нет, ее не боюсь, но по складу характера предпочитаю, когда мне доверяют. На душе комфортнее, когда знаю, что во мне люди уверены, на меня рассчитывают, надеются. Перечисленные вами футболисты - хорошего класса, возможно, даже был не готов соперничать с ними. Я по-прежнему считаю, что они выше меня по таланту.

- Ты неоднократно говорил, что травма во многом тебе помешала играть, а еще ведь существовала некая загадочная болезнь, которая тебя поразила и оставила без футбола на девять месяцев:

- Серьезно ослабла иммунная система, один из жизненно важных органов подвергся реальной угрозе. В этот период мне были противопоказаны нагрузки, требовалась пауза. Почему так произошло? Здесь все вместе - спортивные нагрузки, не совсем правильный образ жизни. Все, что делал до травмы, как себя вел, потом сказалось. Правда, после этого постарался стать другим человеком. Знаки мне посылались давно, но я их не замечал, когда же меня, что называется, ткнули носом, многое по жизни пересмотрел. Сегодня могу себе позволить все, но только немножко, в меру.

- Еще ты числился в футбольном клубе "Лозанна":

- Это был период реабилитации. Мне нужно было восстановиться, где-то готовиться. А во французском клубе не мог находиться из-за лимита на легионеров. Чтобы команда могла заявить еще одного иностранца, пришлось уехать в Швейцарию. "Лозанна" ведь клуб-побратим "Сент-Этьена", вот они и договорились.

- После было возвращение в Россию, в московское "Динамо", что само по себе удивительно, ведь все были уверены, что Панов вернется только в родной город:

- Конечно, хотел вернуться только в "Зенит", а куда еще? Вполне естественное желание вернуться домой. Мне нужна была поддержка своего города, своих друзей. Необходима была моральная подпитка, дабы "зализать раны", восстановить силы. А где это можно сделать? Только дома. "Зенит", к сожалению, меня не принял. Французы повели себя непорядочно, запросив по трансферу 700 тысяч долларов. Знаю, что говорили, будто я просил для себя какие-то сумасшедшие деньги. Нет, не было этого. Так оказался в "Динамо", за что благодарен тогдашнему руководству клуба. Они вернули меня в России, выкупив все права.

- С "Динамо" был подписан четырехлетний контракт, но он был расторгнут. Что-то не сложилось?

- Там не то что не задалось, просто сменилось руководство. С иными понятиями, взглядами. Это судьба, ничего не поделаешь. Если честно, то я так и не понял, почему пришлось расстаться с "Динамо". Мне говорили, что как игрок устраиваю, с отношением к тренировкам все в порядке, но в команде меня не будет. Даже если и получал большую зарплату, и кого-то из руководителей это не устраивало, то я был готов к диалогу. Это же нормально, компромисс всегда можно найти, было бы желание. Можно было банально сидеть в дубле, получать по контракту, как некоторые и делают: Не для меня все это. Я играть хотел, для меня на поле выходить важнее, чем получать большие деньги. Позвали в питерское "Динамо", согласился. Вернувшись домой, пришел в себя, на 300-летие родного города преподнес себе и болельщикам подарок, став лучшим бомбардиром сезона в первом дивизионе.

- В питерском "Динамо" тоже были какие-то неурядицы, сколько тренеров там сменилось, опять же скандалы с паспортами:

- Да там вообще люди далекие от спорта трудились. Президент вроде понимал в футболе, а вот работники клуба: Люди строят дома и совершенно не понимают тонкостей работы такой структуры, как футбольный клуб. Нельзя вести себя так, как будто ты находишься на стройплощадке. Никто не будет работать бесплатно, тут каждый имеет свой голос, и футболисты имеют право высказывать свое мнение.

- Московское "Торпедо" стало осознанным выбором или единственным вариантом продолжения карьеры?

- Сам хотел попасть в эту команду. Во-первых, здесь выступали знакомые мне по "Зениту" Бородин и Осипов; во-вторых, хотелось играть в премьер-лиге, в Москве. Устал от периферии, в первом дивизионе достаточно наездился и налетался. Играя в столице, чаще бываешь дома, футбольная инфраструктура, город, располагает к полной, интересной жизни. Приход в "Торпедо" был полностью осознан. Узнав, что Саша Ширко уходит, предложил свою кандидатуру руководству клуба. "Торпедо" проявило заинтересованность. Позвонил сам. Я считаю, что в нет ничего страшного, если гора не идет к Магомеду:

- Следя за выступлением сборной России в отборочном турнире ЕВРО-2004, ты мог представить себя в составе этой команды?

- Нет, надо заслужить право выступать за эту команду. Что такое выступать за сборную России? Это защищать честь своей страны. Люди, которые удостаиваются этой чести, доказывают это право трудом, игрой, здоровыми спортивными амбициями. Только так. А представить себя в команде? Я мог бы и в "Милане" себя представить - майку купил, вот уже и приобщился. Возможно, я приблизил себя к сборной и не скрываю, что стремлюсь к этому. Но попасть туда для меня значит играть, а не сидеть на лавке. Зачем ехать на ЕВРО в качестве туриста? Раз поехал - значит надо играть, забивать голы. А просто посмотреть Португалию, увидеть ее культурные памятники: Лучше отдохнуть, подготовиться к следующей части первенства России. За ребят можно поболеть и сидя перед телевизором.

- Довольно часто бывает, когда форвард много забивает, но в сборную страны не проходит, потому что якобы не вписывается в тактическую модель игры. Такое объяснение тебя удовлетворяет?

- А что в этом плохого? Нормальное явление, естественный отбор. Футбол - джунгли, где выживает сильнейший. Я же не стремлюсь просто попасть в сборную, а хочу в ней играть. Тренер обратил внимание - уже хорошо. Ведь после европейского первенства будет отборочный турнир на ЧМ. Обижаться на то, что решаю не я, глупо. Игрок может забивать, но в любом случае всегда решает тренер, ведь результат спрашивают с него. Если он сомневается в игроке и не берет, то будет тысячу раз прав, ведь очень высока цена ошибки.

- Философское отношение к жизни приобретено с годами, и сложилось впечатление, что ты доволен тем, что имеешь. На поле "наслаждение моментом" не мешает?

- Да, доволен. Почему нет? Я не стремлюсь к большему, объять необъятное не хочу, мне не нужна зарплата с нулями, уходящими за горизонт. Живу своей жизнью, доволен тем, что имею. Могу заработать на кусок хлеба. У меня есть деньги на свои личные нужды, мне достаточно. И люблю футбол не за деньги, а за то, что он дает возможность самовыражаться, радовать болельщиков, доставлять им наслаждение, голы забивать.

Денис ВДОВИН, Михаил СТРОГАНОВ



ТаблоID, Воскресенье, 15 августа 2004 11:33


Ваш комментарий

Чтобы добавлять комментарии, зайдите под своим именем пользователя (логином).
Иначе - зарегистрируйтесь.


Вернуться в Форум